Госкорпорация «Ростех» рассматривает возможность привлечения стратегического инвестора в капитал холдинга «Вертолеты России». Им может стать дочерняя компания итальянской группы Finmeccanica — AgustaWestland, с которой у холдинга уже есть СП по сборке вертолетов в Подмосковье. Об этом сообщил глава госкорпорации «Ростех» (через ОПК «Оборонпром» контролирует 100% акций «Вертолетов России») Сергей Чемезов. Какой пакет акций может быть предложен AgustaWestland, пока неизвестно.
По словам Сергея Чемезова, вариант привлечения стратега рассматривался вместе с возможностью проведения IPO. «Мы давно готовы выйти на IPO, но рынок не позволяет»,— заявил господин Чемезов.
«Вертолеты России» пытались провести IPO на Лондонской фондовой бирже в мае 2011 года. Компания планировала разместить акции на сумму более $500 млн, из которых до $250 млн — в рамках допэмиссии, но не смогла собрать достаточно заявок от инвесторов. В преддверии отложенного IPO холдинг оценил себя в $1,8-2,4 млрд. Осенью прошлого года гендиректор «Вертолетов России» Дмитрий Петров говорил о возможности проведения IPO на азиатских и американских биржах весной 2013 года.
«Вертолёты России» - один из мировых лидеров вертолётостроительной отрасли, единственный разработчик и производитель вертолётов в России, а также одна из немногих компаний в мире, обладающих возможностями для проектирования, производства, испытаний и технического обслуживания современных гражданских и военных вертолётов. Головной офис ОАО «Вертолёты России» расположен в Москве.
В состав холдинга «Вертолёты России» входят конструкторские бюро, вертолётные заводы предприятия по производству, обслуживанию и ремонту комплектующих изделий, а также сервисная компания, обеспечивающая послепродажное сопровождение техники в России и за ее пределами. Холдинг «Вертолёты России» образован в 2007 году, но ключевые предприятия имеют более чем 60-летнюю историю.
Основные производственные предприятия холдинга — «Казанский вертолётный завод», «Роствертол», «Улан-Удэнский авиационный завод», «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» и »Кумертауское авиационное производственное предприятие». «Ступинское машиностроительное производственное предприятие» и «Редуктор-ПМ» производят комплектующие изделия. «Вертолёты России» обладают серьезной научно-исследовательской базой. В состав холдинга входят две крупнейшие школы вертолётостроения мирового уровня — «Московский вертолётный завод им. М. Л. Миля» и «Камов».
За более чем 60 лет работы холдингом были созданы одни из самых успешных в мире вертолётов, включая рекордсменов: Ми-8/17 — самый популярный вертолёт за всю историю отрасли; Ми-26 (и его модификации) — уникальный по грузоподъемности вертолёт, способный перевозить груз весом до 20 тонн; Ка-32A11BC — новый эффективный вертолёт с соосной схемой расположения винтов, который успешно применяется для пожаротушения и спасательных операций.
«Вертолёты России» не останавливаются на достигнутом и совершенствуют технологии, модернизируя выпускаемые модели вертолётов, а также разрабатывают новые: Ми-38 — новейший транспортный вертолёт, отвечающий самым современным требованиям; Ка-62 — средний многоцелевой вертолёт, который разрабатывается с применением новейших композиционных материалов и технологий; ПСВ — перспективный вертолёт в среднем весовом сегменте с высочайшими характеристиками, готовый в будущем стать сменой легендарным Ми-8/17.
По состоянию на 2012 год на долю «Вертолётов России» приходилось около 85% российского рынка вертолётов и 14% всех мировых продаж в долларовом эквиваленте. На предприятиях «Вертолётов России» произведено около 35% мирового парка боевых вертолётов и около 17% мирового парка сверхтяжелых вертолётов (максимальная взлетная масса более 20 тонн), а также 56% мирового парка средне-тяжелых вертолётов (максимальная взлетная масса от 8 до 15 тонн).
В первом полугодии 2012 года выручка выросла на 42,3% по сравнению с I полугодием 2011 года и составила 60,3 млрд. руб. Чистая прибыль ОАО «Вертолёты России» в I полугодии 2012 года по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 12,9% и составила 3,1 млрд. руб. По состоянию на конец 2012 года, твёрдый портфель заказов холдинга «Вертолёты России» превысил 800 вертолётов.
Директор аналитического департамента управляющей компании «Ингосстрах-инвестиции» Евгений Шаго считает, что для «Вертолетов России» проведение IPO было бы предпочтительнее, чем привлечение стратегического инвестора. Холдинг получил бы публичную оценку и встал бы в один ряд с ведущими мировыми корпорациями. Но конъюнктура рынка по-прежнему ограничивает возможности портфельных инвесторов и не позволяет им покупать акции новой российской компании, отмечает эксперт.