По данным газеты «Коммерсантъ», «Ростелеком», недавно объявивший о желании развивать собственную монобрендовую сеть, интересуется покупкой 25% одного из крупнейших российских сотовых ритейлеров «Связной». Но сам «Связной» планирует пока сохранять независимость от операторов связи, сейчас ритейлеру интереснее развивать для них розничные сети, как это уже было с МТС, которой строительство монобренда могло стоить до $1 млрд.
Стороны начали обсуждать возможную сделку около месяца назад. Консультантом «Ростелеком» и «Связной» выступает «Тройка Диалог». Исходя из предварительной оценки «Связного» инвестбанками, обнародованной ритейлером в августе в ходе подготовки к IPO ($1,8-2,6 млрд), цена 25% компании могла бы составить $450-650 млн.
О планах по выходу на рынок сотового ритейла «Ростелеком» объявил в сентябре этого года. В монобрендовой сети оператор планирует продавать контракты на подключение к собственным услугам, финансовые, пенсионные и кредитные продукты, а в будущем — аксессуары для сотовой связи. Всего в монобрендовую сеть «Ростелеком» будет входить 2,5 тыс. салонов, из них примерно 500-700 оператор будет развивать самостоятельно, а остальные передаст в управление крупнейшего сотового ритейлера.
Продажа 25% выгодна и «Связному». Особых обязательств продавец на себя не берет, покупатель в данной ситуации является скорее финансовым инвестором.
Бизнес, который положил начало группе компаний «Связной», был основан в октябре 1995 года. С момента создания и до 2002 года основным видом деятельности группы являлась оптовая торговля телефонами стандарта DECT и персональной аудиотехникой. В этот период времени деятельность компании осуществлялась под брендом «Максус».
Датой основания компании считается 9 октября 1995 года. Торговая точка на Горбушке, офис площадью 20 квадратных метров – тогда в штате фирмы было всего 5 сотрудников. Начав с минимального оборотного капитала, компания за короткий срок превратилась в крупное и стремительно развивающееся коммерческое предприятие.
К 2000 году были подписаны прямые контракты с ведущими производителями персональной аудиотехники и средств связи, такими, как: Siemens, Motorola, Philips, Ericsson и др. К началу 2002 года компании удалось занять лидирующие позиции: доля рынка по оптовым продажам аудиотехники и телефонии достигла 10%.
В результате правильной оценки перспектив развития рынка сотовой связи в 2001 году было принято стратегическое решение о концентрации усилий в области развития розничных продаж. 23 апреля 2002 года состоялся официальный запуск сети центров мобильной связи под новым брендом – «Связной». К этому моменту компания насчитывала 81 магазин.
В настоящее время «Связной» управляет 2 715 магазинами в России. Выручка по итогам первого полугодия — 29,3 млрд руб., EBITDA — 1,3 млрд руб., общий долг — около 10 млрд руб. 99,99% ритейлера принадлежит нидерландской Svyaznoy N. V., ее основной владелец — Максим Ноготков.
Компания постоянно наращивает объем и качество дополнительных услуг. Так, например, одним из приоритетных на данный момент является рынок финансовых услуг (всевозможные виды платежей, кредитов, страхования, денежные переводы).
Еще одно прорывное направление – Интернет-продажи и заказ товаров по телефону. «Связной» является одним из крупнейших игроков в этой сфере бизнеса в России. В 2009 году Интернет-магазин svyaznoy.ru отметил свой седьмой день рождения. Сейчас в его команде работает более 100 человек, которые отвечают за то, чтобы на сайте «Связного» был представлен самый разнообразный ассортимент.
Следующим этапом развития компании станет работа на рынке финансовых услуг. «Связной» создал отличную базу - федеральную розничную сеть для развития любого сетевого бизнеса по предоставлению услуг конечному потребителю.