По данным газеты «Ведомости», Рубен Варданян прекратил переговоры о продаже «Тройка Диалог» и отказался от сделки ценой $2,5-3 млрд, чтобы попытаться создать российский финансовый дом мирового уровня с годовым доходом $1 млрд. Недавно от предложенных ВТБ $4 млрд отказался председатель правления «Ренессанс Капитал» Стивен Дженнингс.
О том, что Р.Варданян ищет покупателя на«Тройка Диалог», на фондовом рынке заговорили прошлым летом, после того, как ее менеджеры выкупили 5% акций компании у последнего внешнего акционера — швейцарского фонда Hansa AG. Среди претендентов назывались (в порядке появления информации) J. P. Morgan, ВТБ и Credit Suisse.
«Тройка Диалог» создана в 1991 г. Оборот в 2006 г. — $160 млрд, активы под управлением — $3,5 млрд. Активы на конец 2006 финансового года (заканчивается 30 сентября) — $2,4 млрд, собственный капитал — $288 млн, чистая прибыль — $200 млн. Владельцы группы — более 70 менеджеров во главе с Р.Варданяном, доля которого — 65%.
Ближе всех к сделке был швейцарский банк — несколько источников «Ведомостей» в конце декабря утверждали, что сделка по покупке 50% «Тройка Диалог» вот-вот будет подписана. Один из них уточнял, что переговоры с Р.Варданяном вел Фаузи Кирияксаат: в прошлом году он перешел из J. P. Morgan в Credit Suisse и предложил сделку новому работодателю.
Инвестбанкиры озадачены заявлением Варданяна. Сумма, от которой он якобы отказался, им кажется завышенной, поставленная перед “Тройкой” цель — очень амбициозной, а некоторые и вовсе считают сериал вокруг “продажи” “Тройки” попыткой набить цену. Месяц назад итальянский UniCredit заплатил за “Атон” $424 млн — в четыре раза больше его собственного капитала и в восемь раз — прибыли. $2,5-3 млрд превышают капитал “Тройки” в 7-10 раз, а прибыль — в 12-15 раз.
«Я бы [на месте Варданяна] за $2,5-3 млрд продал этот бизнес», — признался президент Deutsche UFG Илья Щербович. Вместе с партнерами два года назад он уступил Объединенную финансовую группу Deutsche Bank. Он предупреждает, что инвестбанки вряд ли продолжат расти так же быстро, как в последние два года, а без сильного иностранного партнера возможности развития российского инвестбанка ограничены, ему трудно бороться за участие в крупных сделках. «Лучше синица в руках, чем журавль в небе», — заключает Щербович.
«Это мужественный поступок — отказаться от сделки при таких ценниках», — говорит гендиректор «Атон-Брокер» Александр Кандель. Создание национального независимого инвестбанка было «голубой мечтой» его и других бывших владельцев «Атон» и у «Тройка Диалог» есть все предпосылки, чтобы ее осуществить, считает он.