Администрация президента Башкирии не намерена вмешиваться в ход судебного разбирательства благотворительного фонда «Урал», его финансового донора «Урал-инвеста» и АФК «Система».
Как заявил „Ъ“ пресс-секретарь главы региона Артем Валиев, в администрации ограничатся «наблюдением за этой ситуацией». «Мы свою позицию по этому вопросу давно сформулировали. Мы не будем комментировать до тех пор, пока не завершится судебный процесс»,— сказал он, добавив, что тем более правительство региона не выступает в этих процессах «никакой стороной».
11 февраля 2015 года стало известно, что фонд «Урал», которым руководит экс-президент Башкирии Муртаза Рахимов, подал в арбитражный суд республики иск о признании ничтожной сделок «Урал-инвеста» и АФК «Система» по продаже контрольных пакетов предприятий БашТЭКа, позже объединенных в «Башнефть».
Сделки заключались в 2000-е годы, вырученные от продажи активов деньги были направлены в несколько инвесткомпаний, основная часть, 71 млрд руб., в «Урал-инвест». Позже «Урал-инвест» внес эти деньги в благотворительный фонд «Урал», который ведет деятельность на проценты с депозитов этой суммы.
После того как в декабре прошлого года арбитраж Москвы удовлетворил иск Генпрокуратуры о признании сделки по продаже «Башнефти» незаконной, «Система» вернула «Башнефть» в собственность РФ. Однако она предъявила иск к «Урал-инвесту» о возмещении убытка.
Рассмотрение иска назначено на 16 февраля. Адвокаты Муртазы Рахимова и фонда «Урал» ранее заявляли, что не согласны с исковыми требованиями «Системы», в частности, потому, что она получала за время владения «Башнефтью» большие дивиденды. В фонде также считают, что «Система» напрасно не обжаловала решение суда об изъятии акций компании и не привлекла фонд «Урал» стороной процесса.
Иск, направленный фондом к «Системе» и «Урал-инвесту» 10 февраля о признании сделки по продаже БашТЭКа ничтожной преследует целью освободить фонд от необходимости возврата денег «Системе».
По словам адвокатов фонда, в мотивировочной части решения об изъятии акций суд отметил, что башкирская компания не имела права продавать ТЭК, так как он являлся собственностью Российской Федерации. Следовательно, сделка «Системы» была неправомерной и не может иметь юридических последствий для продавца, полагают в фонде. Этот иск к рассмотрению пока не принят.