Инвестор победил на приватизационных торгах, заключил с государством договор купли-продажи, но распоряжаться приобретенной компанией не может: ее менеджеры против. Вот такая история случилась с компанией «Росдорлизинг» - средних размеров лизинговой компанией с портфелем в 6 млрд руб. и офисом почти на 900 кв. м на Самарской улице в Москве.
«Росдорлизинг» был выставлен на приватизационные торги в апреле этого года. Победило ЗАО «Цализ», предложившее 217,9 млн руб. В середине мая «Цализ» и Росимущество заключили договор купли-продажи, потом компания внесла плату, а Росимущество оформило передаточное распоряжение, рассказывает представитель «Цализа». Росимущество отправило это распоряжение в «Росдорлизинг», и, по данным на сайте «Почты России», оно было вручено адресату 17 июля. Получив его, «Росдорлизинг» должен был в течение трех дней перечислить акции «Цализу» и предоставить ему подтверждающую это выписку из реестра акционеров.
Но гендиректор «Росдорлизинга» Павел Кудашкин заявил новым собственникам, что передаточного распоряжения не получил, а значит, и акции переводить не будет. Тогда «Цализ» пожаловался в Росимущество, которое выдало еще одно распоряжение — доставить его взялся представитель новых собственников Евгений Качкаев. В середине августа он с сотрудниками «Цализа» прибыл в офис «Росдорлизинга» с передаточным распоряжением. Распоряжение было предъявлено юристу «Росдорлизинга», тот проделал все необходимые действия и выдал «Цализу» выписку из реестра, что он собственник компании.
Дальше «Цализ» уволил гендиректора Кудашкина и назначил на его место Качкаева, а Качкаев тут же разорвал контракт со старой охраной и нанял новую. Но старый директор Кудашкин и старая охрана отказались покинуть офис. Тогда и новый директор, и новая охрана остались в офисе. Они сидят там с 15 августа.
Представители нового частного собственника хотят получить печати и финансовые документы. Представители старого собственника — государства говорят, что их о смене собственника официально не уведомили, — и ни того ни другого не отдают. «Ни у продавца, ни у покупателя друг к другу претензий нет, а сопротивляется «товар», — удивляется сотрудник «Цализа».
«Росдорлизинг» с самого начала не согласился с итогами приватизационного тендера. Спустя три дня после аукциона председатель совета директоров «Росдорлизинга» Александр Киселев направил тогдашнему первому вице-премьеру Виктору Зубкову письмо с просьбой «остановить творящийся беспредел» и не оформлять итоги торгов, пока не будет проведена проверка всех обстоятельств продажи.
Зубков поручил Федеральной антимонопольной службе, Минэкономразвития и МВД принять необходимые меры. Как бы то ни было, договор о продаже «Росдорлизинга» был заключен.
Тогда «Росдорлизинг» потребовал признать этот договор недействительным в Арбитражном суде Москвы. В иске, поданном к «Цализу» и Росимуществу, «Росдорлизинг» указывает, что приватизационные торги «носили имитационный характер». В них участвовали два ЗАО — «Цализ» и «Лизинг-моторс», и они аффилированы между собой: совладельцем обеих компаний ранее было одно и то же юрлицо, в 2002-2006 гг. у них был один и тот же гендиректор и т. д. В ходе торгов был сделан всего один шаг — победитель предложил на 2 млн руб. больше стартовой цены. Да и сама цена необоснованна: при оценке была учтена балансовая стоимость лизингового имущества, в то время как рыночная стоимость компании вчетверо больше — 964,8 млн руб.
Суд оставил иск без движения, указав, что к нему не приложен оспариваемый договор. Но у «Росдорлизинга» и не может быть этого договора, документ должен запросить суд, уверен Кудашкин. Он ждет, когда ему вручат передаточное распоряжение. А до тех пор, указывает Кудашкин, «Росдорлизинг» — собственность государства.
21 августа вечером все было, как и пять дней до того: старый и новый гендиректора, их сотрудники и охранники оставались в офисе.
С 1999 года «Российская дорожная лизинговая компания» («Росдорлизинг») занимает одно из лидирующих мест в ряду российских участников рынка финансовой аренды. Поставляет в лизинг все виды техники и оборудования на условиях авансового платежа от 7% стоимости имущества, со сроком лизинга до 7 лет и среднегодовым удорожанием от 7%.
Среди потребителей лизинговых услуг – предприятия дорожно-коммунального и сельского хозяйства, горнодобывающей промышленности, нефтегазового комплекса, машиностроения. Действуют специальные отраслевые лизинговые программы (например, «сезонные выплаты»).
Компания успешно взаимодействует с отечественными и зарубежными производителями известнейших марок техники: КАМАЗ, ТОМЕЗ, Бецема, Abg-Ingersoll-Rand, Benninghoven, Caterpillar, Komatsu, Wirtgen, Hitachi, Liebherr, Volvo, Iveco и др. В числе образцов - автопогрузчики, бульдозеры, грейдеры, асфальтоукладчики, экскаваторы, фронтальные погрузчики, дробильные комплексы, цементовозы, миксеры, подвижной состав, газотурбинные электростанции, комплексы санитарной очистки.