У компании «РуссНефть» больше нет контролирующего лица, которым раньше был бизнесмен Михаил Гуцериев. Об этом говорится в сообщении компании, поступившем в РБК.
«Совет директоров «РуссНефтb» на своем заседании 13 июля 2021 года рассмотрел и согласовал заключение об отсутствии у компании контролирующего лица, включая контроль компании со стороны Михаила Гуцериева. Совет директоров пришел к этому заключению на основании анализа меморандумов независимых юридических консультантов, обладающих компетенциями в области санкционного законодательства ЕС», — сообщили в «РуссНефти».
Cовет директоров пришел к этому заключению на основании анализа меморандумов независимых юридических консультантов, обладающих компетенциями в области санкционного законодательства ЕС, говорится в сообщении компании. В качестве экспертов были привлечены Herbert Smith Freehills, Baker Botts и LECAP.
В отчете «РуссНефти» за 2020 год по МСФО, опубликованном в конце марта 2021 года, говорилось, что Гуцериев является «лицом, имеющим возможность контролировать действия компании». Но эксперты после юридического анализа пришли к выводу, что бизнесмен больше не является контролирующим лицом компании «в силу отсутствия у него прав или полномочий назначать или снимать с должности большинство членов какого-либо административного, управляющего или надзорного органа «РуссНефти».
Кроме того, Гуцериев не владеет большинством голосующих акций компании, и у него нет полномочий, чтобы оказывать доминирующее влияние на нее. До последнего времени он входил в органы управления компании (возглавлял ее совет), но теперь он не обладает полномочиями управлять компанией и ее президентом, пояснили РБК в «РуссНефти».
О том, что бизнесмен решил покинуть пост председателя и вообще выйти из совета директоров компании, «РуссНефть» сообщила 24 июня 2021 года. «Михаил Гуцериев принял решение о выходе из состава совета директоров ПАО «НК «РуссНефть». Соответствующее заявление поступило в компанию», — сообщала тогда пресс-служба нефтяной компании.
Это произошло после того, как 21 июня бизнесмен попал под санкции Евросоюза.
«Михаил Гуцериев — известный российский бизнесмен, имеющий бизнес-интересы в Белоруссии в секторах энергетики, калийных удобрений и других. Он давний друг Александра Лукашенко и благодаря этому скопил значительное богатство и [имеет] влияние в политической элите Белоруссии», — говорилось в решении о включении Гуцериева в санкционный список.
8 июля Сбербанк сообщил о готовности продолжать финансировать трейдеров связанных с семьей Михаила Гуцериева компаний — нефтяной компании «Нефтиса», «ФортеИнвеста» и «Ойл Технолоджис». «Информируем вас о том, что группой Сбербанк одобрены лимиты для продолжения финансирования трейдеров на цели осуществления предоплат в пользу «Ойл Технолоджис» для поставки нефтепродуктов, произведенных на Афипском НПЗ», — говорилось в письме начальника управления финансирования нефтегазовой и химической промышленности Сбербанка Светланы Гришиной.
В мае 2018 года из-за санкций США из состава совета директоров компании En+, крупнейшего акционера алюминиевой компании UC Rusal, вышел бизнесмен Олег Дерипаска. Совет директоров компании единогласно принял так называемый план Баркера (предложения председателя совета директоров компании Грегори Баркера), направленный на снятие санкций с En+ и ее дочерних компаний. «План Баркера», как уточнила тогда компания, направлен на то, чтобы снизить долю Дерипаски ниже 50% и прекратить его влияние на совет путем назначения новых членов совета, чтобы в новом составе большинство оказалось у независимых директоров.
После заседания глава совета директоров официально принял отставку Дерипаски из состава совета директоров и подтвердил его обязательство не выставлять свою кандидатуру в совет директоров UC Rusal на предстоящем ежегодном собрании акционеров.