Группа «Норебо» Виталия Орлова стала владельцем АО ПСРЗ и связанных с ним структур, которые управляют судоремонтным комплексом в Камчатском крае, сообщили “Коммерсанту” в группе. Стоимость сделки и продавца там не раскрыли. АО ПСРЗ ранее сообщало о намерении неназванного акционера продать 97,6% бумаг третьему лицу за $5,7 млн.
«Норебо» — одна из крупных в РФ рыбопромышленных групп. По подсчетам Forbes, на конец 2020 года владела квотами на вылов более 420 тыс. тонн минтая, трески, пикши в год, а выручка по итогам 2020 года оценивалась в 60,8 млрд руб. В ноябре этого года группа также объявила о покупке предприятий ГК ФЭСТ, которым принадлежат квоты на вылов около 80 тыс. тонн рыбы в год.
Для «Норебо» это будет первый актив в судоремонтной отрасли.
Группа намерена вложить в модернизацию инфраструктуры 4,5 млрд руб., проведя реконструкцию причалов и построив базу для ремонта, технического обслуживания рыбопромысловых судов и замены экипажей. Предполагается, что в год здесь будет обслуживаться около 60 судов. Заместитель директора УК «Норебо» Сергей Сенников уточняет, что комплекс будет обслуживать как флот «Норебо», так и других компаний отрасли. «Мы хорошо знаем, как осуществляется такой ремонт и обслуживание судов в Норвегии, Южной Корее, Китае или Польше, и хотим создать такие мощности в РФ»,— говорит он. По словам топ-менеджера, российским судоремонтным предприятиям широкого профиля не хватает компетенций для работы с современным рыбопромысловым флотом, имеющим сложное специализированное оборудование.
По оценкам Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ), российские судоремонтные предприятия обеспечивают только 15% потребностей рыбопромышленников и в основном работают с малотоннажными судами. А более половины средне- и крупнотоннажных транспортных судов уходят на ремонт в Южную Корею, Китай и Японию. В деньгах рынок судоремонтных работ только на Дальнем Востоке ВАРПЭ оценивает в 13–15 млрд руб. в год. Президент ВАРПЭ Герман Зверев говорит, что преимущество судоремонтной базы на Камчатке — близость к основным районам промысла на Дальнем Востоке.
Виталий Орлов, владелец «Норебо», в интервью “Ъ” в августе 2019 года:
«Приходится больше тратить и сил, и времени, и средств на то, чтобы удовлетворять требованиям современного рынка».
В Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) согласны, что в России есть дефицит судоремонтных мощностей и ниша для новых проектов. Более того, «Норебо» создает свой большой флот, и только его обслуживание может быть достаточным для поддержания загрузки нового завода, отмечают в корпорации. Но в ОСК предупреждают, что, помимо вложения значительных средств в модернизацию завода, группе потребуется найти достаточное количество квалифицированного персонала, что станет сложной задачей. Управляющий ГК «Доброфлот» Александр Ефремов согласен, что нехватка профессионалов — одна из основных проблем на Дальнем Востоке.
В Русской рыбопромышленной компании (РРПК) Глеба Франка заявили “Ъ”, что не планируют создавать собственные судоремонтные или судостроительные мощности, так как сконцентрированы на добыче и эффективной переработке рыбы. Но как крупнейший инвестор программы инвестквот компания заинтересована в развитии судостроения и судоремонта в РФ, добавили в РРПК. В ОСК говорят, что хотят предлагать продукт, который бы включал в себя не только судно, но и договоры на сервисное обслуживание вплоть до последующей утилизации.
По словам Германа Зверева, сделка «Норебо» — начало тенденции, а в будущем будут и другие примеры вхождения рыбопромышленников в судоремонтный бизнес. По словам Сергея Сенникова, у «Норебо» есть планы по созданию судоремонтных мощностей и на Северном бассейне.