Автор: Евгений Петров
Покупатели бизнеса, которых принято называть участниками рынка слияний и поглощений, смотрят в регионы. Тренд на снижение сумм сделок при росте их количества, появившийся еще в 2018 году, сохранится и в 2020–м, отмечается в материале DP.ru.
По результатам 10 месяцев 2019 года количество объявленных сделок слияний и поглощений в России увеличилось на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом в стоимостном отношении рынок продолжил сокращаться — на 14,3% по сравнению с 10 месяцами 2018 года и на 32% — с тем же периодом 2017 года. "Средняя цена сделки в 2019 году уменьшилась на $21 млн, до $140,4 млн, по сравнению с 2018 годом, но все еще остается на довольно высоком уровне", — оценивает Катерина Туфанова, менеджер проекта Mergers.ru.
Снижение объемов рынка на фоне роста количества сделок вызвано большой долей покупок в сфере услуг, торговле и телекоммуникациях. Стоимость слияний и поглощений в этих сегментах ниже по сравнению с приобретениями в нефтегазовом секторе. По оценке Mergers.ru, количественная доля сделок в сегменте телекоммуникаций, услуг и торговли составила 39% против 5% в нефтегазовой отрасли, тогда как в стоимостном выражении сегменты примерно равны: 34,9% и 34,2% соответственно.
"Можно говорить не о замедлении или сокращении рынка, а о его переориентации на небольшие сделки, связанные с цифровизацией всех сфер экономики, и повышенное внимание к b2c–сегменту", — отмечает Катерина Туфанова. По ее мнению, в 2020 году сохранится тренд на локализацию рынка — 90% сделок происходит внутри страны.
По оценке директора офиса продаж "БКС Брокер" Вячеслава Абрамова, на первое место вышел сектор ТЭК с 12 сделками на $11,5 млрд, что составило 34% объема рынка. Самой крупной сделкой в отрасли стало слияние двух нефтегазовых компаний — Wintershall, принадлежащей германскому концерну BASF, и Dea Deutsche Erdoel российского бизнесмена Михаила Фридмана. Она оценивалась наблюдателями в $7,18 млрд.
На втором месте с семью сделками на $5,3 млрд (15,6% объема рынка) находятся банки. Крупнейшей сделкой стала продажа Сбербанком дочернего банка в Турции Denizbank банку Emirates NBD за $5 млрд. На третьем месте — информационные технологии с 16 сделками на $3,2 млрд (9,5% объема рынка). Крупнейшей сделкой стала продажа 100% Luxoft Holding Inc., принадлежащей IBS Анатолия Карачинского и Сергея Мацоцкого, компании DXC Technologies за $2 млрд.
Найти источники инвестиций
"Динамика на российском рынке M&A падает с 2017 года и дальше будет только ухудшаться, — говорит Вячеслав Абрамов. — В октябре 2019 года ЦБ РФ принял решение повысить требования по резервам на возможные потери по ссудам, которые банки выдают на сделки слияний и поглощений. Объем резервов вырастет до 21%, и такие кредиты будут относить к третьей категории качества (сомнительные ссуды)".
По его оценке, действия регулятора приведут к снижению объемов кредитов на покупку бизнеса. Исключения могут быть сделаны только для стратегических предприятий при наличии госгарантий или для вложений в уставные капиталы в рамках федеральных целевых программ.
В финансовом секторе в 2020 году эксперты ожидают численное сокращение банков на 10%, или не менее чем на 50. "Банки покинут рынок в том числе за счет добровольной сдачи лицензий, а также новых сделок M&A. Основной интерес для покупателей будут представлять региональные банки, бенефициарами процесса станут преимущественно игроки с госучастием, в меньшей степени — крупные частные банки", — полагает Андрей Люшин, заместитель председателя правления Локо–Банка.
Местные покупки
На петербургском рынке в 2019 году прошли сделки практически во всех секторах экономики — от пищевой промышленности и рынка недвижимости до машиностроения.
Летом права на торговую марку SELA были перерегистрированы на АО "Мэлон Фэшн Групп". Это был важный подготовительный шаг для продажи бизнеса одному из крупнейших в стране игроков ретейла, который владеет марками befree, ZARINA, LOVE REPUBLIC. О сделке было объявлено в августе.
В том же месяце Etalon Group закрыла сделку по покупке 49% акций компании "Лидер–Инвест" у АФК "Система" за 14,6 млрд рублей, в феврале она уже приобрела 51% за 15,2 млрд рублей.
В конце ноября "Группа RBI" объявила о покупке 50% ГК Active Group, в состав которой кроме одноименных юрлиц входит ООО "Арендафон" (занимается арендой квартир), которое также работает под торговой маркой "Штаб квартир" (продажа первичной и вторичной жилой недвижимости). Девелопер с помощью этого приобретения планирует создать собственную экосистему на рынке недвижимости. По данным СПАРК на 23 декабря, изменения в структуре собственников в юрлицах не отражены.
Осенью глава ФАСИгорь Артемьев сообщил, что ведомство одобрило приобретение "Воздушными воротами Северной столицы" (управляющая компания аэропорта Пулково) АО "Грузовой терминал Пулково". Последним через ООО "ОЭМ" владел банк "Санкт–Петербург", который вошел в капитал терминала в 2017 году, приобретя 51% у города. О приобретении еще 49% пакета банк рынок не информировал.
Машиностроительный холдинг "Кировский завод" объявил об увеличении доли на российском рынке буровой техники до 60% за счет покупки екатеринбургского Машиностроительного завода им. Воровского. В результате в составе Кировского завода появилось новое предприятие — ООО "Объединенные заводы буровой техники им. В. В. Воровского", которое будет управлять производственными площадками в Петербурге и Екатеринбурге. По оценке аналитиков ГК "Финам", стоимость сделки могла составить около 1,5 млрд рублей.
В декабре стало известно о продаже производителя колбас ООО "ПК "Петербурженка" новому собственнику (прежний владелец Елена Романова получила контроль над предприятием в ходе конкурсного производства и незадолго до закрытия сделки возглавила ООО "Инвестпроект". Последнее принадлежит сыну экс–министра обороны РФ Сергею Сердюкову, который также контролирует 8,19% банка "Санкт–Петербург").
Под конец года на рынке недвижимости появилась информация, что Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) планирует приобрести складской комплекс "Троицкий" в Невском районе на юго–востоке города. Цена сделки может стать рекордной для рынка Петербурга, достигнув 3,5 млрд рублей.