По данным газеты «Коммерсант», информационных порталов Infranews.ru, «Ассоциация туроператоров» и «Вести экономика», совладелец российской авиакомпании S7 Владислав Филев объявил о создании новой авиакомпании на Кипре, в которой российским акционерам будет принадлежать около 40% акций и которая будет осуществлять полеты из Кипра в ряд европейских стран.
Как заявил Филев, «это новая компания. Киприотов в Англии называют «Чарли», авиакомпания будет называться Charlie Airlines».
По словам Филева, 60% акций будут у иностранных партнеров, у кого именно — не называется. Окончательную структуру и бизнес-план компании разрабатывают консультанты.
Филев подчеркнул, что российские акционеры не смогли бы без участия иностранных партнеров создать европейскую авиакомпанию из-за требований Европейского агентства авиационной безопасности (EASA). Он отметил, что создание авиакомпании в ЕС оказалось более сложным делом, чем он изначально предполагал.
Компания начнет работать примерно в конце года. В ее парке на первом этапе будет два самолета. "Два самолета А319. Нет, не новые. Я думаю, что это будут два самолета из "Сибири". "Сибирь" получит два А321 и отдаст два А319", - сообщил Филев.
"Фактически это будут летние операции, регулярные. Мы планировали сделать это весной, но недооценили сложности с организацией именно из-за строгости подхода европейских авиационных властей. Мы думали, что все знаем и сделаем на раз-два. Оказалось, что нет", - добавил он.
"Для нас это очень важно: возможность работать с сертификатом эксплуатанта в зоне EASA даст нам новые знания, новый опыт, даст нам новые подходы к организации управления безопасности полетов. Это не то чтобы бизнес, это скорее как школа", - отметил Филев.
Группа S7 «интересуется возможностью получения местной лицензии», сообщил министр транспорта и коммуникаций Кипра Мариос Димитриадис. По его словам, кипрские власти получили заявки от нескольких авиакомпаний на создание местного перевозчика. Причем одна из них была уже одобрена: в феврале Tus Airways (владельцами которой являются граждане США и Кипра) начнет полеты с Кипра в Израиль.
Сейчас между Россией и Кипром максимально либерализовано воздушное сообщение. В конце 2015 года авиационные власти двух стран договорились о полном снятии ограничений по числу назначенных перевозчиков на регулярных рейсах.
Аналогичные условия действовали между Россией и Украиной до полного запрета полетов между двумя странами осенью 2015 года. Предложение либерализовать полеты на Кипр поступило от российской стороны.
В ответ кипрское ведомство также предложило Минтрансу разрешить европейским авиакомпаниям выполнять полеты с Кипра в Россию, поскольку авиационное сообщение с островом сейчас ограничено.
При этом в начале 2015 года национальный перевозчик Cyprus Airways объявил о банкротстве. Ситуацию усугубил и уход с рынка «Трансаэро», слоты которой на кипрском направлении до сих пор не заняты. Теперь кипрская сторона ждет разрешения от российских властей на начало полетов на остров дочерней компании «Аэрофлота» — «России».
По данным Транспортной клиринговой палаты, в 2015 году российские авиакомпании перевезли на Кипр и обратно 1,2 млн человек. Таким образом, Кипр занял девятое место среди самых популярных зарубежных направлений.
Исполнительный директор «Авиапорт» Олег Пантелеев напоминает, что совладельцы S7 заявляли об интересе к европейскому рынку еще осенью. При этом, отмечает эксперт, подобные проекты неоднократно рождались не только у «Сибири».
Наибольшую активность проявлял «Аэрофлот», но реальную сделку совершили господа Абрамовичи, вошедшие в капитал венгерской Malev, которая впоследствии обанкротилась. Господин Пантелеев считает, что для российских перевозчиков привлекателен европейский рынок, на котором можно получить неплохую доходную ставку и большой потенциал для развития.
ЗАО «Группа компаний С7» создано в 2005 году. Основные владельцы — Владислав и Наталья Филевы. В состав входят авиакомпании «Сибирь» (выполняет полеты под брендом S7 Airlines) и «Глобус», служба сервисного обслуживания в аэропортах S7 Service и другие компании.
Авиапарк состоит из 58 воздушных судов (Airbus A319 A320, A321, Boeing 737-800, 767-300ER), средний возраст — восемь лет.
В 2016 году маршрутная сеть насчитывает 132 направления в 26 стран, в структуре перевозок более 80% — Россия и СНГ. Базируется в Москве и Новосибирске. Выручка в 2014 году — 70,7 млрд руб., чистая прибыль — 868,8 млн руб.
Авиакомпании группы S7 в 2015 г. увеличили перевозку на 5,6% до 10,6 млн человек, в том числе на внутренних линиях пассажиропоток вырос на 11,7% до 7,6 млн человек. Общее количество выполненных за год рейсов увеличилось на 3% и составило 88 695.