Группа S8 Capital Армена Саркисяна, которая только в мае приобрела шинный завод немецкой компании Continental в Калуге и предприятия российского холдинга «Кордиант» в Ярославле и Омске, собирается приобрести третий актив — завод японского производителя Bridgestone в Ульяновске. Об этом РБК рассказали собеседник в одной из шинных компаний и источник, знакомый с планами S8 Capital. По словам последнего, переговоры по приобретению завода в Ульяновске S8 Capital ведет с февраля 2023 года, закрытие сделки ожидается до конца года.
Bridgestone еще в октябре 2022 года заявила о планах продажи своих активов в России. Решение объяснялось «общей неопределенностью и продолжающимися проблемами с поставками». Тогда в Bridgestone говорили, что поиск российского покупателя и заключение сделки займут несколько месяцев.
«Компания по-прежнему твердо намерена уйти [из России]. Мы добиваемся прогресса и, как ожидается, завершим работу [по продаже активов] в надлежащее время», — сказала РБК директор по связям с общественностью и корпоративным коммуникациям Bridgestone в Европе Лизбет Денис. Она не стала комментировать информацию о переговорах S8 Capital, сославшись на то, что компания не дает комментариев до тех пор, пока сделка не закрыта.
Завод Bridgestone в Ульяновске расположен в индустриальном парке «Заволжье» и занимает территорию 80,6 га. Инвестиции в производство составили около 12,5 млрд руб. Первая радиальная шина для легкового автомобиля с этого завода была выпущена в продажу в декабре 2016 года. С середины 2019 года произведенные там зимние шины экспортировались в Финляндию, Швецию и Норвегию.
На старте мощности завода были предназначены для производства 2 млн шин в год с перспективами расширения до 4,2 млн. Сейчас мощности предприятия составляют 2,4 млн автопокрышек. Завод выпускает автопокрышки с типоразмерами в диапазоне от 13 до 19 дюймов — для легковых автомобилей, кроссоверов и внедорожников, а также для поставки автопроизводителям в качестве первичной комплектации.
По итогам 2022 года выручка завода («Бриджстоун Тайер Мануфэкчуринг СНГ») по РСБУ упала на 44%, до 12,3 млрд руб., чистый убыток составил 11,7 млрд руб. против чистой прибыли на 454 млн руб. годом ранее. У торговой компании «Бриджстоун СНГ» выручка упала на 42%, до 13,7 млрд руб., чистая прибыль выросла на 2,4%, до 328 млн руб.
По данным СПАРК, европейское подразделение Bridgestone 25 мая 2023 года консолидировало 100% в этих двух компаниях. До этого 6,78% завода и 20% торговой компании принадлежало японской Mitsubishi Corporation.
Суммарная производственная мощность шинных заводов, принадлежащих S8 Capital, составляет 13 млн покрышек в год: 4 млн — на бывшем предприятии Continental, 9 млн — у холдинга «Кордиант», оба производят легковые и грузовые шины. У лидера рынка «Татнефти», купившей в марте 2023 года завод финской Nokian Tyres в Ленинградской области, годовая мощность составляет 17,5 млн покрышек, у «Нижнекамскшины» (до мая 2022 года принадлежала той же «Татнефти», а затем была продана «Татнефтехиминвест-холдингу») — 15 млн. В случае приобретения ульяновского завода Bridgestone холдинг S8 Capital станет вторым по размеру производителем шин в России с годовой мощностью 15,4 млн покрышек.
По оценке аналитиков, S8 Capital могла потратить на покупку двух шинных заводов как минимум 23,5 млрд руб.: 7 млрд руб. — на предприятия Continental, 16,5 млрд руб. — на холдинг «Кордиант». Bridgestone наверняка хотела бы вернуть вложенные в ульяновский завод средства (более 12 млрд руб.), но сделки по продаже иностранных активов в России проходят с существенным дисконтом, поэтому реальная цена сделки может составить 8–10 млрд руб., замечает партнер Kasatkin Consulting Марат Фаттахов. Партнер консалтинговой компании НЭО Владимир Фомченко дает схожую оценку — 7–10 млрд руб.
Существенных капитальных затрат на перезапуск завода не потребуется, отмечает Фаттахов. С ним соглашается управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. Затраты на это он оценивает в пределах 100 млн руб.
Покупка ульяновского завода Bridgestone позволит S8 Capital стать одним из лидеров шинного бизнеса в России, говорит Фомченко. Но, покупая сразу трех производителей, холдингу придется оперативно решать существенные вопросы замещения зарубежного сырья, ремонта импортного оборудования, выстраивания логистики и поиска новых рынков, предупреждает эксперт. Он предполагает, что S8 Capital консолидирует шинные активы для их последующей продажи стратегическим инвесторам.