S8 Capital закрыла сделку по покупке активов Bridgestone в РФ — компания получила завод и дистрибутора шин на местном рынке, сообщили "Коммерсанту" в российском многопрофильном холдинге.
Завод Bridgestone в Ульяновске мощностью 2,4 млн шин в год запустился в 2016 году, инвестиции в производство составили около 12,5 млрд руб. Помимо завода у компании есть офис в Москве. При этом в конце 2021 года Bridgestone в РФ сообщала о планах дальнейшего расширения производства, упоминая, что «уже завезли новое оборудование».
Bridgestone приостановила производство и импорт в РФ еще с марта 2022 года, а также заморозила инвестиции. На Россию приходилось менее 2% мирового оборота Bridgestone. О намерении продать российский бизнес стало известно более года назад — в октябре 2022 года. Как сообщается в отчете Bridgestone за третий квартал, активы в РФ были обесценены на ¥13,4 млрд (около 8 млрд руб.) до «возмещаемой стоимости». Последняя оценивалась исходя из ставки дисконтирования будущих денежных потоков в 15% и более.
Покупка активов Bridgestone в РФ — уже третье приобретение шинного дивизиона S8 Capital. В мае компания закрыла сделку по приобретению российского бизнеса Continental, включая завод в Калуге (4 млн шин в год с перспективами расширения до 16 млн штук). В рамках этой сделки S8 сохранила за собой бренд Gislaved. В том же месяце компания объявила о приобретении российского производителя «Кордиант» с тремя предприятиями в Омске и Ярославле. Мощность заводов «Кордиант» — 9,7 млн шин (легковые, легкие грузовые, грузовые).
Согласно условиям сделки с Bridgestone, торговые марки и бренд Bridgestone новому собственнику не передаются.
«Мы видим значительную синергию между шинными активами, в том числе в отношении НИОКР, и планируем развивать производственную и научно-технологическую кооперацию между промышленными площадками холдинга»,— рассказал управляющий директор многопрофильного холдинга S8 Capital Торстен Шуберт.
В итоге вместе с экс-заводом Bridgestone S8 консолидировала мощности почти 16 млн штук в год. У «Татнефти», купившей завод Nokian — сейчас Ikon Tyres, мощности составляют 17,5 млн шин в год, а у бывшего актива «Татнефти» «Нижнекамскшины» — 15 млн шин (легковые, легкие грузовые, грузовые).
Bridgestone, как и большинство заводов, поставляла шины как для первичной (на конвейеры автозаводов), так и для вторичной комплектации автомобилей, но основой деятельности был именно вторичный рынок. В последние годы тот составлял около 30–40 млн штук в год.
Сумма сделки не раскрывается, но активы Continental, как писал «Коммерсант», обошлись S8 в 7–10 млрд руб. Research-аналитик Advance Capital Павел Терентьев оценивает сделку по Bridgestone в 7,5–9,8 млрд руб. Он поясняет, что японская Bridgestone представлена в России ООО «Бриджстоун СНГ», выручка которого в 2021 году составляла 23,8 млрд руб. при EBITDA 2,3–2,6 млрд руб. (по прокси в виде прибыли от продаж): «Учитывая средние мультипликаторы по сделкам, связанным с уходом иностранцев (в том числе производителей шин), можно предположить, что стоимость российского бизнеса японской компании может быть оценена в 3,25x–3,75x EV/EBITDA 2021».