По данным газеты «РБК daily», одна из крупнейших в мире, бельгийско-американская пивоваренная компания A-B InBev испытывает трудности с поиском средств на погашение кредитов, полученных ею на покупку в прошлом году американской Anheuser-Bush. На этом фоне, A-B InBev может рассмотреть возможность продажи своего подразделения в России и на Украине. Российский бизнес A-B InBev носит название «САН ИнБев» и оценивается западными аналитиками в $6 млрд.
На такой шаг компанию A-B InBev толкают большие долговые обязательства, которые сегодня составляют $56 млрд. До конца этого года A-B InBev необходимо погасить краткосрочный кредит в $3 млрд., который был привлечен на оплату сделки по покупке американской компании.
В качестве наиболее вероятного покупателя называется британская пиововаренная компания SABMiller, которая пока имеет скромную долю (приблизительно 6-10%) российского рынка по сравнению с остальными транснациональными пивоварами. Если такая сделка состоится, SABMiller станет вторым по величине игроком на российском пивном рынке с долей рынка примерно 28%, в стоимостном выражении обойдя своих ближайших конкурентов Efes и Heineken.
Российским филиалом A-B InBev является «САН ИнБев». Компания контролирует 18% рынка, занимая на нем второе место после компании «Балтика» (Carlsberg), у которой 38% по стоимости. Основными активами InBev в России являются заводы в Клину (Московская обл.), Волжском (Волгоградская обл.), Омске, Перми, Саранске (Мордовия), Иванове, Курске, Новочебоксарске, Санкт-Петербурге и Ангарске (Иркутская обл.). Их общая мощность составляет порядка 35 млн гектолитров пива в год. В портфель брендов входят марки «Сибирская корона», «Клинское», «Тинькофф», «Толстяк», «Волжанин», Stella Artois, Staropramen, Beck’s, и др.
«Общемировой объем проданного A-B InBev пива снизился по итогам 2008 года на 0,8%. На территории стран Восточной Европы спад составил 6,1%, причем лидерами снижения были Украина и Россия. На этом рынке объемы падали очень сильно, особенно в четвертом квартале, — отмечает аналитик KBC Securities NV Вим Хост. — InBev мало инвестирует в бренды, и в целом ясно, что в России у нее большие проблемы».
В головном офисе A-B InBev подтвердили, что действительно рассматривают возможность избавления от определенных активов, чтобы рефинансировать затраты на приобретение Anheuser-Busch. «Однако на данном этапе мы не можем прокомментировать, какие конкретно подразделения это могут быть», — сообщила руководитель департамента по связям с общественностью компании Марианна Амссомс.
Директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко сомневается в том, что InBev решится на продажу активов в России: «Я считаю, что было бы глупостью с их стороны терять второе место на одном из крупнейших в мире пивных рынков».
Директор по маркетингу «Очаково» Алексей Воинов считает, что InBev в последнюю очередь будет предлагать к продаже российский бизнес: «Но даже если все же это произойдет, я думаю, что в условиях экономического кризиса покупатель активов, кто бы им ни был, будет просить до 50% дисконта».
Впрочем, менеджер одной из крупных пивоваренных компаний, напротив, считает вариант перехода российского бизнеса InBev в SABMiller вполне допустимым.