«СДС-Холдинг» продает принадлежащие ему 75% в НПК «Алтаймаш», владеющей «Алтайвагоном», еще 25% НПК остались у Центра развития портовой инфраструктуры. Об этом рассказали источники “Коммерсанта”. Покупателем стала группа «Талтэк». По информации издания, во главе «Алтаймаша» остается Александр Мирошник, но гендиректор «Алтайвагона» уже сменился — кресло занял Алексей Кунгурцев, ранее возглавлявший Барнаульский вагоноремонтный завод (БВРЗ) «Талтэка». По информации одного из источников, сделка закрыта, другой говорит, что она «глобально согласована, а ряд условий обсуждается».
ГК «Талтэк» контролирует ряд угледобывающих предприятий Кемеровской области с запасами 650 млн тонн (на начало 2023 года). «Талтэку» принадлежат Барнаульский ВРЗ, железнодорожный оператор «Талтэк Транс» и Кандалакшский морской торговый порт. Основатель и глава совета директоров группы — Юрий Кочеринский. Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что «Талтэк» недавно продал часть угольных активов («Северный Кузбасс») и «средства у акционеров есть». «Алтайвагон» он оценивает в 20 млрд руб.
«Алтайвагон» (Новоалтайск) входит в первую тройку вагоностроительных предприятий РФ (9,8 тыс. вагонов в 2022 году). По словам управляющего партнера Rollingstock Agency Александра Поликарпова, за январь—ноябрь 2023 года «Алтайвагон» (включая его филиал «Кемеровохиммаш») выпустил около 3,6 тыс. крытых вагонов, 3,2 тыс. полувагонов и 1,7 тыс. платформ: «Также с 2023 года на мощностях "Кемеровохиммаша" началось массовое производство нефтебензиновых цистерн — в рамках контракта с Railgo. "Алтайвагон" выпускает и небольшое количество хопперов, но только в последние годы. По предварительным данным, на всех площадках производителя в 2023 году выпущено около 10 тыс. вагонов».
Как рассказал источник на рынке, «Алтайвагон» по региональному соглашению исторически отдавал 250 из 1,1 тыс. вагонокомплектов в месяц находящемуся по соседству БВРЗ, который специализируется на выпуске хопперов — зерновозов и минераловозов. «Сила “Алтайвагона” — в выпуске инновационных и крытых вагонов. Если реализуют синергию, в объединенной компании будет полная линейка: полувагоны, цистерны нефтебензиновые и для СУГ, хопперы, крытые вагоны, платформы»,— отметил собеседник “Ъ”. Он оценивает потенциал общего производства на уровне 16 тыс. вагонов в год.