Сбербанк и Mail.ru обратились в Кремль по поводу согласования разделения активов их совместного предприятия стоимостью $1,6 млрд, сообщает Forbes Russia со ссылкой на Financial Times. По словам источников FT, Сбербанк и Mail.ru не смогли договориться о том, как развивать совместный бизнес. Компании пока не решили, как разделить активы и не определили сроки возможного «развода», сообщил FT высокопоставленный источник в госбанке.
Источники издания также утверждают, что плохие показатели экосистемы на фоне ее аналогов могут вынудить главу Сбербанка Германа Грефа переосмыслить стратегию. «Эта экосистема больше похожа на постоянно расширяющуюся группу активов без какой-либо системы, которая бы их объединяла», — приводит газета слова человека, который, как утверждает FT, часто общается с Грефом.
Представитель Mail.ru Group отказался от комментариев. Представитель «Сбера» заявил, что компании, входящие в совместное предприятие, активно и успешно развиваются. «Уже сегодня стоимость нашего совместного бизнеса намного выше, чем вложенные в него инвестиции, что является большой ценностью для наших акционеров», — заявил он. Mail.ru Group «является сейчас нашим равноправным партнером» в совместном предприятии, добавил он.
Впервые о том, что у Сбера и Mail.ru Group есть разногласия о развитии совместного бизнеса, которые могут привести к «разводу», FT сообщила в ноябре прошлого года. О том, что «развод» все еще стоит в повестке дня, в середине марта Forbes рассказали три источника. По одному из вариантов «Сберу» достанется «Ситимобил», a Mail.ru — компании, связанные с едой и доставкой, говорили собеседники Forbes.
Причины, угрожающие этому партнерству, схожи с теми, которые привели к разводу с «Яндексом», утверждал тогда знакомый первого зампреда банка Льва Хасиса. По его словам, проблема заключается в том, что нет ясности, кому принадлежат клиенты совместного предприятия и как правильно развивать компанию. Источник в одной из IT-компаний сообщал, что стороны не могут договориться о совместных тратах. По его словам, «Mail.ru — договороспособная компания, а «Сбер» не умеет играть в равные позиции».
Руководитель по корпоративным коммуникациям Mail.ru Group Сергей Лучин тогда сказал, что во всех партнерствах «бывают обсуждения, дискуссии и споры. Технологии — творческая отрасль, иначе никак». «Mail.ru Group всегда заботится о счастье пользователя, успехах продуктов и выгоде всех сторон сделки. Мы всегда находили общий язык с партнерами, которые разделяют эти ценности, и уверены, что так будет и впредь», — заявил он тогда. Пресс-служба Сбербанка в свою очередь сообщила, что компания «довольна сотрудничеством», и назвала Mail.ru Group «одним из ключевых стратегических партнеров».
Сбербанк и Mail.ru Group завершили создание совместного предприятия на рынке еды и транспорта в конце 2019 года. В него входят Delivery Club, YouDrive, «Ситимобил», «Самокат» и «Кухня на районе». В СП у сторон по 45%, еще 10% зарезервировано для программы поощрения менеджмента.
Развод с Mail.ru будет четвертым крахом партнерства в рамках экосистемы Сбербанка, отмечает FT. Предыдущие попытки создания совместных предприятий в сфере e-commerce с Alibaba, «Яндексом» и Ozon потерпели крах на фоне аналогичной борьбы за контроль, пишет издание.