«СПБ биржа» ведет подготовительную работу с пятью компаниями, с несколькими из которых планируется провести первичное размещение (IPO) уже в этом году, сообщили “Коммерсанту” в пресс-службе торговой площадки.
Конкретные названия биржа не раскрывает, однако отмечает, что выстраивает работу с потенциальными эмитентами из категории компаний новой экономики.
Выбор сектора сделан на основании анализа усредненного портфеля частных инвесторов, пояснили на бирже. В частности, в среду о планах провести первичное размещение акций на «СПБ бирже» уже весной сообщила компания «АЛМАР — алмазы Арктики».
Осенью прошлого года «СПБ биржа» провела достаточно успешное IPO на собственной площадке. Размещение прошло по верхней границе ценового диапазона — инвесторы оценили ее почти в $1,5 млрд. В размещении участвовали почти 100 тыс. человек. Как заявил глава биржи Роман Горюнов в интервью “Коммерсанту”, размещение «дает сигнал рынку, что мы сформировали ликвидность, которая позволяет не только делать вторичное обращение иностранных акций, но и привлекать капитал для российских компаний». В настоящее время о разной степени готовности к выходу на IPO заявили около 40 российских компаний.
Как отметил президент ФГ «Финам» Владислав Кочетков, «СПБ биржа», возможно, рассматривает идею создать российский аналог TSX (Торонтской фондовой биржи), на которой размещаются молодые золотодобывающие, алмазодобывающие и прочие добывающие компании. По его словам, сейчас проект скорее находится в стадии амбициозной задумки, которая может столкнуться с трудностями при реализации из-за настороженного отношения регулятора к бумагам компаний, у которых нет реального бизнеса.
По мнению гендиректора «Эксперт Бизнес-Решения» Павла Митрофанова, биржа будет привлекательной для эмитентов, если сможет транслировать хотя бы часть клиентской активности в сегмент IPO.
Также важным он считает вопрос инфраструктурной готовности к работе с новым сегментом рынка, который может потребовать инвестиций от площадки.
Вместе с тем «СПБ биржа» должна выдержать жесткую конкуренцию с московской площадкой. Управляющий директор по коммуникациям Московской биржи Андрей Брагинский подчеркнул, что для успешного размещения необходим прежде всего большой пул заинтересованных инвесторов на бирже — «частных и, что очень важно,— институциональных». Сейчас столичная площадка работает с десятками планирующих IPO компаний, в том числе технологических. Господин Брагинский ожидает новые размещения «при улучшении настроений на финансовых рынках». Согласно статистике размещений, в последние три года объемы IPO на Московской бирже (с учетом двойных листингов) составили от $250 млн до $2 млрд. А «СПБ биржа» по итогам размещения привлекла $175 млн.
У двух российских площадок разнится подход в размещении, отмечают эксперты. По словам Владислава Кочеткова, Московская биржа более консервативна, а «СПБ биржа» заинтересована в возможном развитии новых направлений. Управляющий директор «Иволга Капитал» Дмитрий Александров считает, что Московская биржа предпочитает видеть стабильную деятельность со стороны эмитентов, а не венчурные компании. Вместе с тем он отмечает, что компании могут получать разрешение на листинг со стороны «СПБ биржи» для получения статуса ПАО. Однако впоследствии листинг может быть получен и на Московской бирже при взаимном интересе всех сторон. Так, например, в конце 2020 года компания «Светофор» рассматривала в качестве площадки для IPO обе российские биржи, но в начале 2021 года сделала выбор в пользу Московской биржи. А в случае АЛМАР, отметил господин Кочетков, рассматривались разные сценарии, в том числе и упаковка в инвестиционный фонд.