По данным газеты «Коммерсантъ», на российском шинном рынке началась масштабная консолидация. Получив контроль над обанкроченным «Амтел», «Сибур — Русские шины» (СРШ) договорился об объединении с третьим крупным производителем — «Нижнекамскшина». До конца 2011 года они создадут холдинг, контроль в котором будет у «Татнефть», а операционное управление — у СРШ.
На долю «Амтел», СРШ и «Нижнекамскшина» приходится более 60% российского производства шин и более трети рынка продаж. «Амтел» выпускает легковую резину, СРШ — главным образом коммерческую, а «Нижнекамскшина» — и то и другое.
В середине сентября холдинг подал ходатайство в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) о слиянии с ОАО «Нижнекамскшина». Акционеры компаний намерены передать свои доли (100% акций СРШ и 73,5% акций «Нижнекамскшина») в кипрскую Zartel Ltd, 51% акций которой получит «Татнефть» (владелец «Нижнекамскшина»), а 49% акций — «Сибур».
Операционное управление объединенной компанией будет осуществлять топ-менеджмент СРШ. Для этого сделка заключается по английскому праву. Стороны получат по половине мест в совете директоров Zartel, а управлять заводами, скорее всего, будет вновь созданная управляющая компания. СРШ получит право назначить ее гендиректора.
Сейчас «Нижнекамскшиной» управляет «Татнефть-Нефтехим», которую возглавляет Загит Шарафеев. Она же управляет «Нижнекамским заводом техуглерода», «Ярполимермашем» и ТД «Кама», которые работают на «Нижнекамскшину». Все они, а также «Ефремовский завод синтетического каучука» также войдут в объединенную компанию.
Стороны рассчитывают получить все согласования до весны, а сделку завершить до конца 2011 года. Она также должна быть одобрена правительственной комиссией по иностранным инвестициям, поскольку «Нижнекамскшина» входит в список стратегических предприятий.
Фактически речь идет о создании в России единого производителя шин на базе даже не двух, а сразу трех крупнейших игроков — СРШ, «Нижнекамскшина» и холдинга «Амтел». Акции последнего в сделке не участвуют, но де-факто СРШ уже контролирует «Амтел». Холдинг находится в процедуре банкротства, а СРШ является крупнейшим кредитором.
ОАО «Нижнекамскшина» — одно из крупнейших российских предприятий шинной промышленности. В компании выпускается каждая третья шина, производимая в России – всего более 12 миллионов штук в год. Предприятие интегрировано в состав нефтехимического бизнес-направления ОАО «Татнефть» — управляющей компании ООО «Татнефть–Нефтехим».
ОАО «Нижнекамскшина» включает в себя завод массовых шин, завод грузовых шин и производство легковых радиальных шин «Кама-Евро». В ассортименте «Нижнекамскшина» более 150 типоразмеров и моделей шин. Большая часть выпускаемой продукции поставляется на комплектацию автозаводов – «АвтоВАЗ», «КамАЗ», «ИжМаш».
В 2008 году собрана 315-миллионная шина с начала пуска завода. Около 20 процентов продукции компании экспортируется в страны ближнего и дальнего зарубежья. Шины с маркой «Кама» отгружаются в страны СНГ, а также в Англию, Голландию, Ирак, Финляндию, Иорданию, Кубу.
Оценить общую стоимость «Амтел», СРШ и «Нижнекамскшина» невозможно, говорит Александр Назаров из ИФК «Метрополь»: во-первых, потому, что «Амтел» — банкрот, а во-вторых, потому, что заводы всех трех компаний работают по толлинговым схемам и маржа в собственно шинном производстве минимальна.