США добиваются ареста активов в Европе на общую сумму $1 млрд в связи с масштабным расследованием предполагаемых коррупционных связей трех крупных телекоммуникационных компаний с лицами в окружении дочери президента Узбекистана Гульнары Каримовой. Об этом сообщает Тhe Wall Street Journal со ссылкой на судебные документы и источники, информированные о ходе следствия.
В июне 2015 г. минюст США получил в нью-йоркском суде разрешение на блокировку $300 млн, которые, по версии американского следствия, могли быть задействованы в коррупционной схеме с участием двух российских операторов связи - МТС и Vimpelcom - и родственника президента Узбекистана Ислама Каримова.
Сообщалось, что речь шла о средствах на счетах Bank of New York Mellon Corp. в Ирландии, Люксембурге и Бельгии, а также на счетах Clearstream Banking в Люксембурге, связанных с этими компаниями.
Как стало известно WSJ, в марте 2015 г. США запросили содействия у Швеции в аресте в связи с тем же расследованием еще $30 млн на депозитном счету в одном из шведских банков. В Швейцарии США пытаются добиться блокировки активов примерно на $640 млн, в том числе некой виллы на берегу озера, добавляет издание, ссылаясь на документы и на информированные источники.
Источник в минюсте США подтвердил попытки следствия добиться блокировки активов на $300 млн в Ирландии, Бельгии и Люксембурге, но отказался комментировать аналогичные действия в Швеции и Швейцарии. В Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC), которая также участвует в расследовании, от комментариев отказались.
МТС не является владельцем активов, о содействии в аресте которых государственные органы США направили запросы ряду европейских стран, сообщил представитель МТС Дмитрий Солодовников: "Данные запросы не влияют на деятельность МТС в странах присутствия. Компания активно сотрудничает с ведущими расследование госорганами США, предоставляя по их запросу все необходимые документы и информацию".
О расследовании минюста США и американской Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) в отношении коррупционных сделок операторов связи в Узбекистане стало известно в 2014 г., в Европе аналогичные расследования ведутся уже несколько лет, напоминает WSJ.
Однако последний запрос США об аресте активов проливает новый свет на представления американского следствия о масштабе коррупции. WSJ отмечает, что в последние годы американские правоохранительные структуры расширяют свое поле борьбы с коррупцией и уже не ограничиваются деятельностью американских компаний за границей, но и изучают подозрительные действия иностранных компаний и физических лиц.
В сотрудничестве с иностранными партнерами США добиваются ареста активов за рубежом, и это все чаще выливается в крупные международные коррупционные расследования. В качестве примера газета приводит расследование в отношении высокопоставленных чиновников FIFA.
Кроме того, у МТС в США торгуются депозитарные расписки, а у Vimpelcom – акции, поэтому они обязаны исполнять требования американских законов, в частности о противодействии коррупции за рубежом.
Что касается TeliaSonera, которая провела делистинг в США около 10 лет назад, у американских регуляторов к ней могут быть претензии, если для подозрительных сделок использовалась финансовая система США, приводит WSJ мнение экспертов.
По версии следствия, зарегистрированная в Амстердаме Vimpelcom Ltd., российская МТС и шведская TeliaSonera передали сотни миллионов долларов структурам, связанным со старшей дочерью Каримова Гульнарой, в обмен на получение частот и на другие сделки в этой стране. Следователи считают, что именно она является конечным бенефициаром активов на $1 млрд, которые следствие пытается заблокировать.
Основным получателем предполагаемых взяток была зарегистрированная в 2004 г. на Гибралтаре Takilant Ltd. WSJ для примера отмечает, что в июне 2007 г. Vimpelcom продал Takilant 7% в узбекской компании Unitel за $20 млн, а в сентябре 2009 г. выкупил этот пакет обратно за $57,5 млн. Опрошенные газетой эксперты считают, что США ведут это расследование, поскольку предполагаемые коррупционные схемы использовали американскую финансовую систему.
Обвинения в связи с этим расследованием до сих пор не были предъявлены ни одному человеку - ни в Европе, ни в США, пишет WSJ. Все три компании еще в 2014 г. подтвердили, что в их отношении ведется антикоррупционное расследование, и заявляли, что сотрудничают со следствием.
Получить комментарий Каримовой журналистам до сих пор не удавалось, WSJ отмечает, что в прошлом году узбекские СМИ сообщали, что она может быть под домашним арестом. У швейцарского адвоката Грегуара Манжа, который ей назначен по суду, с ней нет связи. Его запросы в официальные органы Узбекистана до сих пор оставались без ответа.