По данным газеты «Коммерсант», о срыве сделки по продаже 100% «Новомета» Halliburton рассказали информированные источники. Эту информацию подтвердили в российской компании, отказавшись от дополнительных пояснений. В ФАС сообщили, что Halliburton отозвала свое ходатайство о сделке.
Глава службы Игорь Артемьев, комментируя 25 января 2018 года затягивание сделки, не исключил, что Halliburton «ждет очередных санкций» и американцы «просто чувствуют в этой ситуации, что им самим уже не надо ничего».
Но источник, близкий к одной из сторон сделки, настаивает: срыв произошел в первую очередь из-за позиции властей РФ, недовольных расширением санкций США.
По закону об иностранных инвестициях сделку должна была рассмотреть правительственная комиссия, но этого так и не произошло. Еще в ноябре в «Новомете» заявляли, что сделка «отложена», но об отказе все-таки речи не шло. Источники говорят, что стороны ставили себе дедлайн по решению до конца 2017 года.
«Новомет» выпускает оборудование для добычи нефти. Контрольный пакет принадлежит менеджменту, 30,76% — у «Роснано», миноритарные доли — у фондов Baring Vostok и Russia Partners.
Переговоры с Halliburton начались еще в 2016 году. Тогда собеседники в отрасли поясняли, что интерес американцев связан с желанием увеличить долю на рынке бурения в РФ. Сумма возможной сделки не раскрывалась, предположительно, Halliburton могла заплатить за актив около $1 млрд.
Осведомлённые источники с самого начала полагали, что Halliburton столкнется с теми же проблемами, что помешали Schlumberger купить крупнейшего игрока российского рынка нефтесервиса Eurasia Drilling Company (EDC) в 2015 году: тогда Москва поставила покупателю ряд условий, защищавших EDC от возможного усиления западных санкций.
В 2017 году Schlumberger предприняла очередную попытку купить EDC, условия все еще обсуждаются с правительством РФ. По информации чиновников ФАС, речь идет о механизме, при котором Schlumberger передаст оперативный контроль РФ над EDC в случае блокирования работы российской компании санкциями США.
«Schlumberger бьется, мы вырабатываем условия, при которых это может быть, кстати говоря, матрицей для будущих таких решений, несмотря на тяжелые все истории с санкциями»,— подтвердил 25 января 2018 года Игорь Артемьев.
Продажа «Новомета» тоже может сохранить актуальность, хотя и с другим покупателем. Так, в «Роснано» заявили, что «открыты ко всем выгодным предложениям по покупке пакетов портфельных компаний, в том числе доли в “Новомете”».
Источник в отрасли утверждает, что покупкой доли «Роснано» интересуются некоторые нефтекомпании и игроки в секторе нефтесервиса, что «отражает тенденцию к консолидации отрасли».
Артем Малов из Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» согласен, что в случае с «Новометом» «могут найтись другие инвесторы». Нефтяной сектор сейчас под давлением, добавляет аналитик, но в долгосрочной перспективе это «может сыграть положительную роль по снижению зависимости РФ от западных ресурсов и технологий».