По данным газеты «Коммерсант», Сибирская генерирующая компания (СГК) продолжает консолидацию активов в Сибири. Компания, как сообщили “Ъ” источники на энергорынке, ведет переговоры с ОГК-2 «Газпром энергохолдинга» о покупке угольной Красноярской ГРЭС-2 (1,26 ГВт). Обсуждение, по словам собеседников “Ъ”, находится на продвинутой стадии.
«Есть принципиальный интерес со стороны ГЭХа, сделка произойдет, если договорятся о цене»,— поясняет один из собеседников “Ъ”, не уточняя, сколько времени могут занять переговоры.
СГК контролирует тепловую генерацию и теплосети, входившие в состав «Кузбассэнерго» и Енисейской ТГК (ТГК-13), выделенных из РАО «ЕЭС России». Всего в компании 24 ТЭЦ и ГРЭС мощностью 10,9 ГВт по электроэнергии и 23,9 тыс. Гкал/ч по теплу. Компания не предоставляет консолидированную финансовую отчетность.
В последние годы СГК активизировала сделки M&A: в начале 2018 года закрыла сделку по приобретению 78% акций СИБЭКО, сейчас завершаются переговоры по приобретению угольной Рефтинской ГРЭС у «Энел Россия».
Также компания попала в новый инвестиционный цикл в энергетике в рамках программы модернизации старых ТЭС: ее Красноярские ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 и Томь-Усинская ГРЭС получат повышенную поддержку оптового энергорынка.
Красноярская ГРЭС-2 — единственный актив ГЭХа, расположенный во второй ценовой зоне (Сибири), ее доля выработки в ОЭС «Сибири» по электроэнергии и по мощности, как следует из годового отчета ОГК-2, составляет 2,5%. ГРЭС-2 потребляет до 3,2 млн. тонн угля в год, это 2,9% от общей добычи угля СУЭКом (110 млн. тонн в 2018 году).
По оценке Владимира Скляра из «ВТБ Капитала», около 500 МВт ГРЭС-2 по параметрам могут пройти в отбор по модернизации старых ТЭС. EBITDA Красноярской ГРЭС-2, по оценке господина Скляра, в 2019 году составила 1,2 млрд. руб., ее рыночная стоимость может составить 2,8–4 млрд руб.
Поскольку СУЭК в 2018 году заработал $2,55 млрд. EBITDA, покупка станции за $60 млн. не выглядит сложной»,— полагает господин Скляр.
Также СГК по-прежнему заинтересована в приобретении у «РусГидро» угольных ТЭС на Дальнем Востоке, утверждают собеседники “Ъ”. Господин Мельниченко считается бенефициаром AIM Capital SE, владеющей 40,38% Дальневосточной энергетической компании (ДЭК), контроль в которой у «РусГидро» (51,03%).
Источники “Ъ” говорили, что представители бизнесмена не раз заявляли о его желании выйти из ДЭК, обменяв пакет на часть активов компании с их включением в программу модернизации.
В октябре 2018 года, когда министр энергетики Александр Новак допустил возможность приватизации ТЭС «РусГидро» на Дальнем Востоке, в СГК “Ъ” говорили, что компании потенциально интересны угольные ТЭС, но подробно возможность их покупки не изучалась.
ОГК-2
ЭЛ5-Энерго (Энел Россия, ОГК-5)
РАО ЕЭС России
РусГидро
Сибирская угольная энергетическая компания / СУЭК
Сибирская энергетическая компания (Сибэко)
Енисейская ТГК (ТГК-13)
Газпром энергохолдинг (ГЭХ)
Андрей Игоревич Мельниченко
Дальневосточная энергетическая компания (ДЭК)
Красноярская ТЭЦ-1
Сибирская генерирующая компания (СГК)
Рефтинская ГРЭС
Красноярская ГРЭС-2
Старший аналитик по электроэнергетике Центра энергетики МШУ «Сколково» Юрий Мельников отмечает, что по итогам 2018 года СГК выработала примерно пятую часть электроэнергии в энергосистеме Сибири. В случае вхождения Красноярской ГРЭС-2 в контур компании, по его оценке, этот показатель мог бы увеличиться до 23%.
Выкуп дальневосточных ТЭС, как отмечает господин Мельников, «выглядит логичным» в долгосрочной перспективе — «РусГидро» изначально создавалась как гидроэнергетическая компания, угольная генерация «хуже вписывается в стратегию развития компании».