Законом предусмотрено, что акционеры могут заниматься финансовым оздоровлением своих банков. Правда, делать они это смогут исключительно за счет собственных средств - выделение льготных кредитов на самооздоровление не предусмотрено.
Если план такого финансового оздоровления согласует Центробанк, то для банка может быть установлен специальный надзорный режим на три года. Так, регулятор не будет вводить запрет на привлечение средств населения, а также не будет отзывать у него лицензию по основаниям, возникшим до утверждения плана финансового оздоровления.
Кроме того, регулятор даст отсрочку по отчислению обязательных резервов, депонируемых в ЦБ, и предоставит льготы по выполнению нормативов. Банк же за эти три года должен будет устранить основания для применения мер по предупреждению банкротства.
В конце июня зампред ЦБ Михаил Сухов говорил, что в течение 1,5-2 лет воспользоваться такой возможностью могут 30-40 российских банков. «Прежде всего они должны показать свои возможности и реальность своих намерений. Если это будет нереально, будем смотреть, что с этим сделать», - сказал он.
«Если банк тяжело работает и есть возможность его восстановить, то лучше, чтобы он был восстановлен за счет тех средств, которые были выведены из банка, чем банкротить этот банк или передавать его на государственную санацию», – говорил в конце февраля первый зампред ЦБ Алексей Симановский - тогда эта идея регулятором только обсуждалась.
ЦБ недоволен тем, что процесс санации за счет госсредств оказался дорогим и неэффективным. Инвесторы выводят на баланс санируемых банков плохие долги, а полученные льготные кредиты на санацию направляют в собственные проекты, неоднократно сетовали руководители ЦБ.
Чтобы это прекратить и сделать финансовое оздоровления более дешевым, регулятор решил заняться этим процессом самостоятельно и придумал новый механизм. Согласно законопроекту ЦБ создаст подконтрольный ему фонд и управляющую компанию, которая будет приобретать акции пошатнувшихся банков.
Завершив санацию, фонд будет продавать эти банки, в том числе в убыток. Агентство по страхованию вкладов (АСВ), которое сейчас занимается санациями, законопроектом от этого фактически отстранено.
В конце августа идея ЦБ обсуждалась на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова с участием руководителей АСВ, ЦБ, Минфина и Минэкономразвития.
АСВ предлагало ЦБ разделить полномочия: регулятор создаст фонд и будет выступать его финансовым донором, а агентство учредит управляющую компанию, в наблюдательный совет которой войдут представители АСВ, Минфина и ЦБ. У последних будет большинство, предлагало агентство.
«На совещании [у Шувалова] было принято решение, что санация банков будет проводиться через прямое участие ЦБ в фонде, который будет покупать акции санируемых банков», – говорил замминистра финансов Алексей Моисеев.
Но участникам обсуждения еще предстоит найти компромисс относительно управления фондом, продолжает он: «Речь идет о потенциальном участии в управляющей компании (УК) представителей правительства и АСВ – какова будет квота, будет ли какой-либо сторонний контроль и если да, то в каком виде. Мое мнение – элемент внешнего контроля должен быть».
Вопрос о прибыли ЦБ теперь не стоит, следует из слов замминистра. «По нашим оценкам, как при действующей модели санации, так и при текущей перечисления прибыли в бюджет ожидать не стоит – ЦБ будет формировать резервы либо по льготным кредитам АСВ, либо по вложениям в фонд», – говорит Моисеев.
На поиск компромисса, проработку организационных и управленческих вопросов у ведомств, АСВ и ЦБ есть месяц, заявил представитель секретариата Шувалова.