По данным газеты «Коммерсант», в середине февраля 2019 года АО «Саратовский электроприборостроительный завод (СЭЗ) им. Серго Орджоникидзе» сообщило о переходе права собственности на 50,99% акций московскому АО «ГК Сфера», до этого компания владела лишь 24,9% акций.
Право собственности перешло от столичных ООО «Макрон-СТ» и ООО «Бизнес и инвестиции». Обе компании аффилированы с АО «НК Банк», владельцем которого является Виктор Григорьев. По данным kartoteka.ru, «Макрон-СТ» принадлежит Алексею Мохровцу, а «Бизнес и инвестиции» — Денису Краснопольскому и Юрию Макарову.
АО «СЭЗ им. Серго Орджоникидзе» было создано в 1918 году в Москве. Изначально занималось в основном ремонтом импортных авиаприборов. В 1922 году предприятие было переименовано в «Авиаприбор». В 1941 году завод эвакуируется в Энгельс, Саратовская область, в 1951 году — в Саратов.
В начале 1990 х годов предприятие было акционировано. Предприятие выпускает, модернизирует, ремонтирует комплексы, системы и приборы к самолетам Ан-124 «Руслан», Ту-204, Ил-96, Ил-76, Су-34, Ан-148, Як-130, скоростным судам на воздушной каверне, вертолетам Ка-27, Ка-28, Ка-32, Ми-8, Ми-17, беспилотным летательным аппаратам, а также к бронетанковой технике.
Доля гособоронзаказа (ГОЗ) на предприятии составляет порядка 80%. Чистая прибыль АО по итогам III квартала 2018 года составила 90,7 млн. руб.
АО «ГК Сфера», получившее 50,99% акций саратовского электроприборостроительного завода, также является компанией, аффилированной с АО «НК Банк». Согласно официальной отчетности предприятия, кредитная организация уже с ноября прошлого года контролирует 74% уставного капитала завода.
АО «НК Банк» Виктора Григорьева владеет 48,65% АО «Уральский завод гражданской авиации (УЗГА)». Господину Григорьеву также принадлежит и ГК «Динамика», которая специализируется на производстве комплектующих для авиапрома и ВПК, занимается техобслуживанием авиатехники.
Реорганизация «СЭЗ им. Серго Орджоникидзе» началась в апреле прошлого года, когда АО «РТ-Стройтех» (100% «дочка» ГК «Ростех») выставило на аукцион акции АО саратовского завода. Госкорпорация решила реализовать доли АО «Авиаприбор-Холдинг» (20%) и ЗАО «Авиаприбор-Инвест» (6%). Обе компании входят в состав ГК «Ростех», и через них ГК контролировала саратовский оборонный завод.
По итогам аукциона долю «Авиаприбор-Инвеста» по начальной цене в 30,69 млн. руб. купил заместитель генерального директора — директор по экономике и финансам завода Антон Алексеев, а долю «Авиаприбор-Холдинга» — генеральный директор, депутат Саратовской облдумы Дмитрий Ханенко за 113,38 млн. руб.
На момент продажи в ГК «Ростех» “Ъ” сказали, что пакеты акций признаны непрофильными активами. В госкорпорации утверждали, что доли «не используются при осуществлении основных видов деятельности и не оказывают влияние на достижение целей и задач, предусмотренных стратегией развития или долгосрочной программой развития организаций госкорпорации».
Приобретя акции «Ростеха», в мае прошлого года Дмитрий Ханенко передал свой пакет структурам НК Банка, затем свои акции (26,1%) новым акционерам продал Сергей Бабич. Саратовские представители предприятия не называют сумму сделки, однако, по оценкам источников “Ъ”, близких к министерству промышленности региона, она может колебаться в районе 400 млн. руб.
Один из совладельцев АО «СЭЗ им. Серго Орджоникидзе» Ренат Хабеев (26,1% акций) говорит, что присутствие нового акционера положительно скажется на деятельности завода.
«Они влияют на предприятие как профильный инвестор, у них есть авиастроительный завод. Мы сами их пригласили, появилась возможность получать заказы. Поэтому мы положительно оцениваем их появление в качестве акционеров»,— сказал “Ъ” господин Хабеев.
Председатель общественного совета при министерстве промышленности и энергетики Саратовской области Сергей Лисовский считает, что специализация нового соучредителя на авиации в теории должна положительно сказаться на деятельности завода.
«Интеграция предприятий в авиационной отрасли — благое дело. Но пока новый совладелец не обозначил свои планы. Главное, чтобы это не оказался очередной перекупщик, который не будет заинтересован в развитии производства, мы сталкивались и с такими случаями»,— отметил господин Лисовский.