По данным газеты «РБК daily», автомобильный холдинг «Автотор» рассматривает покупку контрольного пакета акций банкротящегося «Ижевского автомобильного завода» («ИжАвто») за €100 млн. Кроме того, компания готова инвестировать €50 млн евро в его оборотный капитал.
Сейчас контрольный пакет банкротящегося «ИжАвто» у «Сбербанка», являющегося также главным кредитором завода. Задолженность предприятия составляет около 15 млрд руб., из которых 8,25 млрд руб. приходится на «Сбербанк». Банк пообещал к концу февраля разработать бизнес-план спасения предприятия.
При этом уже не раз звучало предложение о возобновлении сборки автомобилей Kia Spectra и Kia Sorento, а также ВАЗ-2104. Предварительное согласие Kia на это есть, но главной проблемой остается поиск инвестора. У самого предприятия необходимых оборотных средств нет, его убыток по итогам девяти месяцев 2009 года составил 2,13 млрд руб.
Предположительно, оставшиеся 49% акций «ИжАвто» отойдут другим кредиторам, и в результате будет создано новое предприятие с новым названием. Уже 25 февраля этого года должно состояться первое собрание кредиторов «ИжАвто», на котором в том числе может решиться дальнейший правовой статус предприятия.
Наиболее благоприятное для предприятия решение — введение внешнего управления. Это, в частности, дает возможность ввести мораторий на выплату долгов, а также дополнительное время (до четырех месяцев) на разработку плана по восстановлению платежеспособности завода.
Строительство завода «ИжАвто» в городе Ижевске – столице Удмуртской Республики, началось в 1965 году при поддержке Дмитрия Фёдоровича Устинова, бывшего в то время министром оборонной промышленности страны. Первый автомобиль ижевского производства сошёл с конвейера 12 декабря 1966 года — это был «Москвич-408». Все детали и комплектующие автомобиля поставлялись заводом «АЗЛК». С 1967 по 1971 год в строй вводились собственные производственные линии: прессовые и сварочные, установки для окраски кузова, линии конвейеров.
Основные достижения и новые разработки датировались как раз началом семидесятых годов. В дальнейшем наблюдался застой и спад производства вплоть до 2000 года, в котором произошла смена руководства и юридического статуса, после чего объёмы производства выросли и до 2008 года держались относительно стабильно. В августе 2005 года производство собственных моделей «Иж» (за исключением «ИЖ-27175» (фургон на базе «ИЖ 2126»)) прекращено, в декабре прекращено производство «ВАЗ-2106». Началась промышленная сборка автомобиля Spectra корейской компании KIA Motors Corporation. С 2006 начат выпуск новой KIA Rio. В 2007 году продолжался выпуск «ВАЗ-21043», была запущена сборка KIA Sorento, собирался «Иж—27175».
В начале 2009 года в результате спада сбыта, вызванного экономическим кризисом, на заводе сложилась крайне тяжёлая ситуация. По состоянию на конец марта завод работал три дня в неделю по шесть часов, но руководство заявляло о возможной полной остановке производства и сокращении 90% сотрудников. В мае 2009 года производство на предприятии было остановлено. В августе этого же года компания подала в Арбитражный суд Удмуртской Республики заявление о собственном банкротстве. В начале сентября 2009 года суд ввел на автозаводе процедуру внешнего наблюдения.