Сбербанк заявил о приобретении долей в двух компаниях, работающих в нетрадиционных для него бизнесах.
Компания Platius разрабатывает одноименную систему, объединяющую сервис мобильных платежей, сервис рекомендаций, программу лояльности с механизмом обратной связи покупателя и продавца и с возможностью чекаута (check-out) — самостоятельной покупки и оплаты товара в рамках приложения, то есть вне розничной точки.
Platius призван решить проблему «пухлого кошелька», которая выражается в нежелании покупателей носить с собой карточки программ лояльности, что негативно сказывается на выручке торговых предприятий — организаторов таких программ.
Кроме того, возможности чекаута, имеющиеся в мобильном приложении, экономят время и силы персонала торговых предприятий. Создатели мобильного приложения Platius уверяют, что с его помощью предприятия наращивают выручку до 10%.
Занятая рекламой, компания RuTarget — разработчик платформы Segmento — использует свои методы обработки «больших данных» для анализа потребительского поведения, точного таргетирования рекламы и для создания биржевых торговых роботов.
В каждой из этих двух компаний Сбербанк приобрел долю, превышающую 50%. В перспективе доля банка в новых «дочках» будет доведена до 100%.
Размер инвестиций в Platius и RuTarget и их финансовые показатели не раскрываются. По словам первого заместителя председателя правления Сбербанка Льва Хасиса, их выручка «незаметна на фоне отчетности банка».
Интересно, что компанию Platius, разработчика одноименного приложения, основали два конкурента, работающие в сфере автоматизации индустрии гостеприимства (ресторанного и гостиничного бизнеса, зрелищных организаций и т. п.). Это компании Iiko, принадлежащая Давиду Яну, и UCS, известная своими решениями R-Keeper, Game-Keeper и пр.По словам Льва Хасиса, этим двум разработчикам совместно принадлежит 90% рынка автоматизации российской индустрии гостеприимства, что дает надежду на быстрое и относительно несложное продвижение сервиса Platius.
Сооснователь Platius Давид Ян говорит, что мобильный чекаут — одна из самых важных тенденций в западной рознице, особенно в ресторанном бизнесе. Сбербанк рассчитывает, что к 2018 г. 40 млн российских пользователей будут пользоваться различными инструментами чекаута, причем половину из них станет обслуживать Platius.
Сейчас Platius поддерживается примерно 900 розничными предприятиями, в числе которых есть сети кофеен «Кофе хауз» и Coffee Bean, ресторанная сеть «Жан-Жак» и пр. Сбербанк заявляет, что у приложения сейчас 2,2 млн пользователей.
Бизнес-модель Platius основана на комиссии, взимаемой с розницы за проводимые платежи (0,1%) и за помощь в продажах вне торговой точки (10%). Кроме того, Platius взимает абонентскую плату 5 тыс. руб. в месяц с кассового аппарата за поддержку программы лояльности.
Вероятно, более существенную выгоду, чем от комиссии, Сбербанк получит от интеграции потоков данных, получаемых от Platius и от Segmento. В своих материалах Сбербанк уже заявил, что получил в свое распоряжение самый большой на российском рынке массив данных о поведении покупателей.
Приложение Platius воплотило мечты Виктора Орловского, который в 2012 г. в бытность главой ИТ-блока Сбербанка, рассказывая CNews о будущем мобильного приложения «Сбербанк онлайн», упомянул в числе его перспективных функций элементы рекомендательного сервиса, социальной сети и скидочной программы.
С тех пор Виктор Орловский перестал возглавлять ИТ-блок и стал руководителем дирекции развития цифрового бизнеса, а анонсированная функциональность приложения «Сбербанк онлайн» получила частичное воплощение в Platius.