По данным газеты «Комерсантъ», «Сбербанк» ведет переговоры о приобретении или партнерстве с тремя операторами рынка моментальных платежей — «Элекснет», «Киберплат» и «Дельта телеком». Таким образом, госбанк рассчитывает выполнить стратегический план по переводу 70% собственных платежных операций на удаленные каналы. Для этого банк к началу 2015 года планировал вдвое увеличить число устройств самообслуживания — банкоматов и терминалов. Сегодня у «Сбербанка» порядка 35 тыс. устройств самообслуживания, из которых около 20 тыс.— банкоматы, еще 15 тыс.— платежные терминалы.
Консультантом по сделке со стороны «Сбербанк» выступает «Дойче Банк». «Сбербанк» до сих пор не определился, будет ли это приобретение или работа в партнерстве с возможным вхождением в капитал: наиболее вероятно все же, что это будут партнерские отношения, поскольку «Сбербанку» в первую очередь нужны не терминалы, а технологии и хорошая команда специалистов в этом бизнесе.
Банки давно проявляют интерес к системам приема моментальных платежей, однако до вступления в силу в апреле требования о необходимости постановки небанковских терминалов на учет в ФНС они проигрывали небанковским игрокам. По итогам 2009 года на долю банков приходилось 9% всего рынка приема моментальных платежей, треть этого объема занимает «Сбербанк». С 1 апреля этого года банки стали активно выкупать небанковские терминалы у их владельцев.
Покупка или заключение партнерского соглашения с любым из указанных игроков серьезно укрепит позиции «Сбербанка» на рынке приема моментальных платежей, объем которого по итогам 2009 года составил 649 млрд руб. Крупнейшим из этих игроков является система «Киберплат», занимающая свыше 23% рынка и являющаяся вторым игроком после Объединенной системы моментальных платежей (Qiwi, 49% рынка). Сеть «Киберплат» насчитывает свыше 420 тыс. точек. На долю «Дельта телеком» приходится менее 7% рынка моментальных платежей, сеть приема насчитывает 15 тыс. точек. «Элекснет» — единственный игрок рынка моментальных платежей, у которого есть лицензия на осуществление банковских операций (через ОАО «Москлирингцентр») и собственная сеть, насчитывающая 2,9 тыс. терминалов. На ее долю приходится порядка 7% рынка моментальных платежей. Таким образом, в любом случае доля «Сбербанка» на этом рынке может составить более 10%.
«Элекснет» — российская сервисная компания, предоставляющая потребителям круглосуточную возможность моментальной электронной оплаты товаров и услуг, осуществления денежных переводов. Созданная в 2000 году, компания является пионером рынка приема платежей через терминалы. По числу собственных терминалов, объединенных в сеть с единым централизованным управлением, «Элекснет» сегодня стоит на первом месте в России — около 2 900 штук. География компании насчитывает присутствие в 16 регионах России.
Процессинговый центр «Элекснет» связан в режиме реального времени с биллинговыми системами ведущих операторов связи, что обеспечивает моментальное пополнение лицевого счета абонента и его немедленный доступ к оплаченной услуге. Одной из уникальных видов услуг «Элекснет» является такой вид услуги: с любого терминала можно положить деньги на любой счет карты Visa, выданной любым российским банком.
Все операции на терминалах «Элекснет» осуществляются от имени Небанковской кредитной организации ОАО «Москлирингцентр», которая имеет лицензию ЦБ № 3314-К от 8 июля 2003 г. на осуществление банковских операций, что предоставляет клиентам гарантии надежности и сохранности их денежных средств. Это полностью исключает возможность «потери» платежа и невозможность его возврата.
Терминалы «Элекснет» устанавливаются в самых удобных для оплаты местах: супермаркетах, магазинах, торговых и развлекательных центрах, кафе и ресторанах, АЗС, ВУЗах, переходах метро. Большинство терминалов работает круглосуточно.
Годовой оборот компании составляет порядка $1,6 млрд., годовая выручка — около $40 млн. Терминалы «Элекснет» обслуживают свыше 18 млн. клиентов в год , на них за год проводится около 70 млн. операций.