По данным газеты «РБК daily», «ИжАвто» ведет переговоры о передаче контрольного пакета своих акций ОАО «Сбербанк». Считается, что собственником завода является его менеджмент, который должен выступить в качестве продавца в данной сделке. Предположительно, что решение о передаче ОАО «Сбербанк» 51% акций автозавода было принято гендиректором «ИжАвто» Михаилом Добрындо. И хотя ценные бумаги предлагаются за символические 20 тыс. руб., «Сбербанк» пока своего слова не сказал. Как рассчитывают на автозаводе, банк должен объявить своё решение до конца недели.
Кроме того, сейчас завод ведет переговоры с Kia Motors по расширению собираемого в Ижевске модельного ряда. Также «ИжАвто» получил предложение от Hyundai Motors о создании нового коммерческого автомобиля, подробности данного предложения пока остаются неизвестными. Достижение соответсвующих договорённостей должно облегчить переговоры о реструктуризации долга предприятия.
Если же «Сбербанк» все же согласится на эту сделку, это позволит поставить точку в споре за то, кто должен возглавлять «ИжАвто». Дело в том, что 20 ноября совет директоров «ИжАвто» освободил Михаила Добындо с поста гендиректора завода в связи с завершением срока его трудового соглашения. Новым главой предприятия был назначен Владимир Бондаренко. Но через суд Михаилу Добындо удалось приостановить полномочия Бондаренко, и своим приказом он вернулся на завод в качестве гендиректора. Окончательное решение суд вынесет 22 декабря 2009 г.
Однако, 22 декабря в суде может выясниться, что все решения, которые сейчас принимает Михаил Добындо в качестве гендиректора, потеряют всякую юридическую силу. Если суд пока не подтвердил его полномочия, то совершение сделки неуполномоченным лицом дает основания для оспаривания ее в суде, но при условии, что общество ее не одобрит.
Строительство завода «ИжАвто» в городе Ижевске – столице Удмуртской Республики, началось в 1965 году при поддержке Дмитрия Фёдоровича Устинова, бывшего в то время министром оборонной промышленности страны. Первый автомобиль ижевского производства сошёл с конвейера 12 декабря 1966 года — это был «Москвич-408». Все детали и комплектующие автомобиля поставлялись заводом «АЗЛК».
С 1967 по 1971 год в строй вводились собственные производственные линии: прессовые и сварочные, установки для окраски кузова, линии конвейеров. Основные достижения и новые разработки датировались как раз началом семидесятых годов. В дальнейшем наблюдался застой и спад производства вплоть до 2000 года, в котором произошла смена руководства и юридического статуса, после чего объёмы производства выросли и до 2008 года держались относительно стабильно.
В августе 2005 года производство собственных моделей «Иж» (за исключением «ИЖ-27175» (фургон на базе «ИЖ 2126»)) прекращено, в декабре прекращено производство «ВАЗ-2106». Началась промышленная сборка автомобиля Spectra корейской компании KIA Motors Corporation. С 2006 начат выпуск новой KIA Rio. В 2007 году продолжался выпуск «ВАЗ-21043», была запущена сборка KIA Sorento, собирался «Иж—27175».
В начале 2009 года в результате спада сбыта, вызванного экономическим кризисом, на заводе сложилась крайне тяжёлая ситуация. По состоянию на конец марта завод работал три дня в неделю по шесть часов, но руководство заявляло о возможной полной остановке производства и сокращении 90 % сотрудников. В мае 2009 года производство на предприятии было остановлено. В августе этого же года компания подала в Арбитражный суд Удмуртской Республики заявление о собственном банкротстве. В начале сентября 2009 года суд ввел на автозаводе процедуру внешнего наблюдения. Общая задолженность «ИжАвто» на середину года составляла 14,7 млрд руб., из них более 8 млрд руб. приходилось на «Сбербанк».
Аналитик компании «Атон» Юлий Матевосов напоминает, что акции «ИжАвто» и так находятся в залоге у «Сбербанка». «Большого интереса у банка забирать этот залог себе и пытаться дальше управлять заводом нет. Для банка это большая проблема. Но скорее всего, «Сбербанку» придется брать этот актив», — считает эксперт.