Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
III кв.'24
85
10 223
II кв.'24
98
2 943
I кв.'24
82
7 995

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
ЗПИФ Консорциум.ПервыйЯндекс
5 015
Группа компаний МангазеяАО Полиметалл
3 690
ВТБПервая грузовая компания (ПГК)
2 910

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 530,69  (-50,36%)
768,11  (-24,56%)
5 969,34  (+20,63%)
95 475,07  (-2 538,75%)
3 448,72  (+85,06%)
75,17  (+0,94%)
Источник Investfunds

«Сбербанк» планирует стать крупным игроком в автопроме

01.12.2010, РБК daily

По данным газеты «РБК daily», неудача с покупкой немецкого автоконцерна Opel не заставила «Сбербанк» отказаться от попыток стать крупным игроком в автопроме. Под прицелом банка сначала оказался «ИжАвто», затем ТагАЗ, а теперь и черкесский автозавод «Дервейс». Собрав вместе этих заемщиков, Герман Греф может управлять ими в рамках «Объединенной автомобильной группы», — такая идея родилась в банке в этом году.

29 ноября Федеральная антимонопольная служба сообщила, что разрешила «Сбербанк Капитал» («дочка» «Сбербанк») приобрести 51% акций автомобильной компании «Дервейс» (входит в группу компаний «Меркурий»). «Дервейс» — крупный должник «Сбербанк», еще два года назад ему был открыт кредит на 1 млрд руб. Чтобы не набегали проценты, «Дервейс» передает свой контрольный пакет «Сбербанку». Но если в течение нескольких лет завод отдаст эти деньги, банк передаст обратно акции собственнику.

Это чисто техническая сделка для контроля за распределением средств на предприятии. «Сбербанк» заключил договор с акционером о том, что на время кризисной ситуации завод передается в «Сбербанк Капитал». Как только предприятие выйдет из кризиса, урегулирует вопросы с должниками, завод будет передан прежнему акционеру. Сделка прошла по номинальной цене, и за эту же стоимость завод будет возвращен прежнему акционеру, как только тот рассчитается с кредиторами.

«Сбербанку» не в первой работать с проблемными автопроизводителями. В прошлом году банк и канадская Magna договорились с банкротившимся General Motors о покупке 55% акций немецкой компании Opel за €500 млн. Однако, когда стороны практически ударили по рукам, GM передумал продавать компанию, решив, что ему выгоднее развивать Opel самостоятельно.

Но автомобильные активы «Сбербанк» все же заполучил. В декабре 2009 года в банк перешел 51% акций Ижевского автозавода, которые находились у него в залоге по кредиту («ИжАвто» задолжал «Сбербанк» более 8 млрд руб.). Тогда же для управления «ИжАвто» была создана «дочка» «Сбербанк» — «Объединенная автомобильная группа» (ОАГ). В этом году «Сбербанк» получил за долги оборудование и здания Таганрогского автозавода (ТагАЗ задолжал Юго-Западному «Сбербанк» 6,3 млрд руб.). На днях банк объявил, что намерен подписать с ТагАЗом мировое соглашение, но его условия не раскрывались. Несмотря на то что с ТагАЗом у банка подписано мировое соглашение, он может быть передан под управление ОАГ.

«Сбербанк» может объединить под крышей ОАГ трех автопроизводителей. Это мощности завода «Дервейс», рассчитанные на выпуск 100 тыс. автомобилей в год (выпускает автомобили китайской марки Lifan и Haima), и «ИжАвто» проектной мощностью в 220 тыс. автомобилей. Завод уже договорился о выпуске вазовской Lada-2104 и Иж-27175. Hyundai-Kia планирует производить на «ИжАвто» до 60 тыс. корейских машин в год. К тому же альянс Renault-Nissan обсуждает со «Сбербанк», основным акционером и кредитором «ИжАвто», возможность выпуска своих автомобилей на мощностях предприятия. ТагАЗ, имея мощности на 180 тыс. машин, выпускает сейчас Hyundai Accent, Sonata, Santa Fe Classic и несколько моделей под собственным брендом. Альянс трех заводов перекрывает требования Минпромторга по новому режиму промсборки: в обмен на восьмилетние льготы на ввоз комплектующих необходимо создать мощности на 300 тыс. авто в год. ОАГ будет вторым после АвтоВАЗа, кто может отвечать этим требованиям.

ООО Автомобильная компания «Дервейс» входит в состав группы компаний «Меркурий». В 2002 году ООО АК «Дервейс» была организована братьями Деревыми и стала первой в России частной компанией по производству автомобилей. Идея производства надежных автомобилей собственной разработки, отвечающих всем требованиям комфорта, безопасности и обладающих высокой проходимостью принадлежит Вице-президенту группы компаний «Меркурий» Хаджи-Мурату Эдиковичу Дереву.

При деятельной поддержке Президента группы компаний «Меркурий» Вячеслава Дерева и активном участии Генерального директора завода Александра Романова, зимой 2003 года был собран первый ходовой макет автомобиля. И именно тогда была поставлена сверхзадача – проект должен быть реализован в течении года, что и было успешно выполнено. Для сравнения: в обычной практике отечественного автомобилестроения на это требуется около 10 лет.

Автомобильная компания «Дервейс», имеет необходимый объём производственных и складских мощностей для обеспечения программы сварки, окраски, сборки и выпуска легковых автомобилей и внедорожников в объёме 100'000 единиц в год. На территории завода расположены собственные таможенный склад (СВХ), контейнерная площадка, железнодорожные пути с прямым выходом на железнодорожную станцию города Черкесска.

В настоящее время основными объектами производства являются легковые автомобили «С» класса Lifan «BREEZ» — седан и Lifan «BREEZ» — хэтчбек, а также их модификации. Готовится производство новой модели класса «С+» Lifan 620. На основе заключённого трёхстороннего соглашения о сотрудничестве между Китайской компанией «LIFAN», Группой компаний «Автомир» и ООО АК «Дервейс», в г. Черкесске построен абсолютно новый автосборочный завод полного цикла по выпуску 100 000 автомобилей в год. Для освоения программы выпуска 100 000 легковых автомобилей компанией «Дервейс» дополнительно были приобретены группа зданий и сооружений промышленного назначения на общей площадью земельного участка около 30 гектаров.

Комментарий

По мнению руководителя направления машиностроения и транспорта по России и СНГ A.T. Kearney Moscow Евгения Богданова, «Сбербанк» скорее всего проведет программу оздоровления трех проблемных предприятий и через несколько лет продаст их. «Сбербанк» так поступает не только с автомобильной отраслью, но и, например, с недвижимостью.

Разумно создать отдельную компанию, нанять профессиональный менеджмент и в среднесрочной перспективе продать активы по наиболее выгодной цене», — говорит эксперт, партнер компании «Дельта аудит и консалтинг» Андрей Комаров.

 

Слияния и поглощения в России. Использование информации

Настоящий сайт, размещенная на нем информация, текстовые и графические материалы, средства индивидуализации, а также любые связанные с ними права принадлежат ООО Сбондс.ру (далее — Cbonds Group). Воспроизведение, изменение, распространение или иное использование указанной информации, полностью или частично, другими лицами без письменного согласия Cbonds Group запрещено.

Cbonds Group вправе без предварительного уведомления вносить изменения в любые разделы настоящего сайта, а также обновлять содержимое или прекращать работу отдельных разделов сайта или сайта целиком в любое время по своему собственному усмотрению.

Cbonds Group предпринимает разумные меры по сохранению конфиденциальности любой информации, которая может время от времени передаваться через данный сайт и, при этом, вправе использовать такую информацию, включая, помимо прочего, персональные данные, для предоставления информации об услугах Cbonds Group, а также раскрывать такую информацию своим работникам, представителям, агентам или аффилированным лицам, а также государственным органам, требующим раскрытия такой информации на законном основании.

Информация, размещенная на данном сайте, не предназначена для распространения или использо-вания в любом государстве или юрисдикции, где ее распространение является противоречащим применимому законодательству и/или требует какой-либо регистрации со стороны Cbonds Group.

Информация, содержащаяся в материалах настоящего сайта, если специально не оговорено иное, носит информационный вспомогательный характер и/или является исключительно частным суж-дением специалистов Cbonds Group, не является рекламой каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг или предложением/рекомендацией совершать операции на рынке ценных бумаг, а равно не может быть использована в качестве допустимого доказательства при урегулировании споров в судебном или во внесудебном порядке.

Любые инвестиции в ценные бумаги, иные финансовые инструменты или объекты, упоминаемые в материалах сайта, могут быть связаны со значительным риском, могут оказаться неэффективными или неприемлемыми для той или иной категории инвесторов. Необходимо обладать определенными знаниями и опытом в финансовых вопросах, в вопросах оценки преимуществ и рисков, связанных с инвестированием в тот или иной финансовый инструмент.

Cbonds Group предпринимает разумные усилия для получения размещаемой на сайте информации из источников, по ее мнению, заслуживающих доверия, но Cbonds Group не делает никаких заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся на настоящем сайте, являются достоверными, точными, своевременными или полными.

Ни Cbonds Group, ни кто-либо из ее работников, представителей, агентов или аффилированных лиц не несет ответственности:
• в отношении финансовых результатов, полученных в практической деятельности на основании использования информации, содержащейся на настоящем сайте;
• за достоверность любой информации, приведенной в составе правомерно размещенных на сайте материалов из внешних источников, и любые последствия использования этой ин-формации;
• за убытки, вызванные или возникшие в связи с настоящим сайтом, доступом к нему или невозможностью такого доступа, его использованием, неисправностями или перерывами в работе сайта или в результате какого-либо иного действия или бездействия сторон, вовлеченных в создание сайта или предоставления данных, содержащихся на сайте, независимо от того, контролирует ли Cbonds Group, привлеченные Cbonds Group лица либо поставщики программного обеспечения или услуг обстоятельства на это влияющие;
• за убытки, причиненные компьютерным вирусом во время передачи или получения доступа к услугам или информации на настоящем сайте, или же причиненные другим компьютерным кодом или программным средством, которые могут использоваться для получения доступа, уничтожения информации, повреждения, прерывания или создания другой помехи для работы настоящего сайта или программного, аппаратного обеспечения, информации или имущества любого пользователя.

Некоторые интернет-сайты могут содержать указатели для перехода на данный сайт, при этом, Cbonds Group не несет ответственность за содержание таких сайтов или за предлагаемые через них продукты или услуги, равно как за убытки любого рода, возникающие в связи с доступом, использованием, функционированием или соединением с другими интернет-сайтами, осуществленными с настоящего сайта.

Любые риски, вызванные или возникшие в связи с использованием настоящего сайта, несут исключительно его посетители.

показать весь текстскрыть текст