По данным газеты «РБК daily», неудача с покупкой немецкого автоконцерна Opel не заставила «Сбербанк» отказаться от попыток стать крупным игроком в автопроме. Под прицелом банка сначала оказался «ИжАвто», затем ТагАЗ, а теперь и черкесский автозавод «Дервейс». Собрав вместе этих заемщиков, Герман Греф может управлять ими в рамках «Объединенной автомобильной группы», — такая идея родилась в банке в этом году.
29 ноября Федеральная антимонопольная служба сообщила, что разрешила «Сбербанк Капитал» («дочка» «Сбербанк») приобрести 51% акций автомобильной компании «Дервейс» (входит в группу компаний «Меркурий»). «Дервейс» — крупный должник «Сбербанк», еще два года назад ему был открыт кредит на 1 млрд руб. Чтобы не набегали проценты, «Дервейс» передает свой контрольный пакет «Сбербанку». Но если в течение нескольких лет завод отдаст эти деньги, банк передаст обратно акции собственнику.
Это чисто техническая сделка для контроля за распределением средств на предприятии. «Сбербанк» заключил договор с акционером о том, что на время кризисной ситуации завод передается в «Сбербанк Капитал». Как только предприятие выйдет из кризиса, урегулирует вопросы с должниками, завод будет передан прежнему акционеру. Сделка прошла по номинальной цене, и за эту же стоимость завод будет возвращен прежнему акционеру, как только тот рассчитается с кредиторами.
«Сбербанку» не в первой работать с проблемными автопроизводителями. В прошлом году банк и канадская Magna договорились с банкротившимся General Motors о покупке 55% акций немецкой компании Opel за €500 млн. Однако, когда стороны практически ударили по рукам, GM передумал продавать компанию, решив, что ему выгоднее развивать Opel самостоятельно.
Но автомобильные активы «Сбербанк» все же заполучил. В декабре 2009 года в банк перешел 51% акций Ижевского автозавода, которые находились у него в залоге по кредиту («ИжАвто» задолжал «Сбербанк» более 8 млрд руб.). Тогда же для управления «ИжАвто» была создана «дочка» «Сбербанк» — «Объединенная автомобильная группа» (ОАГ). В этом году «Сбербанк» получил за долги оборудование и здания Таганрогского автозавода (ТагАЗ задолжал Юго-Западному «Сбербанк» 6,3 млрд руб.). На днях банк объявил, что намерен подписать с ТагАЗом мировое соглашение, но его условия не раскрывались. Несмотря на то что с ТагАЗом у банка подписано мировое соглашение, он может быть передан под управление ОАГ.
«Сбербанк» может объединить под крышей ОАГ трех автопроизводителей. Это мощности завода «Дервейс», рассчитанные на выпуск 100 тыс. автомобилей в год (выпускает автомобили китайской марки Lifan и Haima), и «ИжАвто» проектной мощностью в 220 тыс. автомобилей. Завод уже договорился о выпуске вазовской Lada-2104 и Иж-27175. Hyundai-Kia планирует производить на «ИжАвто» до 60 тыс. корейских машин в год. К тому же альянс Renault-Nissan обсуждает со «Сбербанк», основным акционером и кредитором «ИжАвто», возможность выпуска своих автомобилей на мощностях предприятия. ТагАЗ, имея мощности на 180 тыс. машин, выпускает сейчас Hyundai Accent, Sonata, Santa Fe Classic и несколько моделей под собственным брендом. Альянс трех заводов перекрывает требования Минпромторга по новому режиму промсборки: в обмен на восьмилетние льготы на ввоз комплектующих необходимо создать мощности на 300 тыс. авто в год. ОАГ будет вторым после АвтоВАЗа, кто может отвечать этим требованиям.
ООО Автомобильная компания «Дервейс» входит в состав группы компаний «Меркурий». В 2002 году ООО АК «Дервейс» была организована братьями Деревыми и стала первой в России частной компанией по производству автомобилей. Идея производства надежных автомобилей собственной разработки, отвечающих всем требованиям комфорта, безопасности и обладающих высокой проходимостью принадлежит Вице-президенту группы компаний «Меркурий» Хаджи-Мурату Эдиковичу Дереву.
При деятельной поддержке Президента группы компаний «Меркурий» Вячеслава Дерева и активном участии Генерального директора завода Александра Романова, зимой 2003 года был собран первый ходовой макет автомобиля. И именно тогда была поставлена сверхзадача – проект должен быть реализован в течении года, что и было успешно выполнено. Для сравнения: в обычной практике отечественного автомобилестроения на это требуется около 10 лет.
Автомобильная компания «Дервейс», имеет необходимый объём производственных и складских мощностей для обеспечения программы сварки, окраски, сборки и выпуска легковых автомобилей и внедорожников в объёме 100'000 единиц в год. На территории завода расположены собственные таможенный склад (СВХ), контейнерная площадка, железнодорожные пути с прямым выходом на железнодорожную станцию города Черкесска.
В настоящее время основными объектами производства являются легковые автомобили «С» класса Lifan «BREEZ» — седан и Lifan «BREEZ» — хэтчбек, а также их модификации. Готовится производство новой модели класса «С+» Lifan 620. На основе заключённого трёхстороннего соглашения о сотрудничестве между Китайской компанией «LIFAN», Группой компаний «Автомир» и ООО АК «Дервейс», в г. Черкесске построен абсолютно новый автосборочный завод полного цикла по выпуску 100 000 автомобилей в год. Для освоения программы выпуска 100 000 легковых автомобилей компанией «Дервейс» дополнительно были приобретены группа зданий и сооружений промышленного назначения на общей площадью земельного участка около 30 гектаров.
По мнению руководителя направления машиностроения и транспорта по России и СНГ A.T. Kearney Moscow Евгения Богданова, «Сбербанк» скорее всего проведет программу оздоровления трех проблемных предприятий и через несколько лет продаст их. «Сбербанк» так поступает не только с автомобильной отраслью, но и, например, с недвижимостью.
Разумно создать отдельную компанию, нанять профессиональный менеджмент и в среднесрочной перспективе продать активы по наиболее выгодной цене», — говорит эксперт, партнер компании «Дельта аудит и консалтинг» Андрей Комаров.