По данным газеты «Коммерсантъ», «Сбербанк» ведет переговоры с французской группой BNP Paribas о покупке российского розничного бизнеса. «Сбербанк» с 2009 года пытался выйти на рынок кредитования в торговых точках (POS-кредитования) через покупку того или иного банка из числа лидеров, но потенциальных продавцов не устраивала предлагаемая цена. С BNP Paribas «Сбербанку», возможно, удастся договориться, не поднимая цену: на российском рынке POS-кредитования группа не добилась значительных успехов, занимая лишь 7-е место по объемам бизнеса.
Топ-менеджеров BNP, занимающихся ритейлом в России, уже предупредили, что к новому году им стоит искать новую работу. Поскольку розничный бизнес под брендом Cetelem не является отдельным юрлицом, а встроен в инвестбанк «БНП Париба», то продаваться будут технологии, бренд и команда.
Cetelem, являясь структурным подразделением инвестиционного банка «БНП Париба», работает на российском рынке с 2007 года. Основные продукты — потребительские и автокредиты в центрах продаж (розничные торговые сети, наиболее крупная из которых «М.Видео», и автосалоны) и кредитные карты.
В марте стало известно о том, что «Сбербанк» договаривается с BNP Paribas о создании совместного предприятия по кредитованию физлиц в торговых сетях. В отличие от французской группы у «Сбербанк» пока нет никакого опыта работы на этом рынке. Сегмент кредитов в торговых точках обеспечивает самую высокую доходность (ставки по кредитам составляют 40-60% годовых), но и несет повышенные риски (доля невозвратных кредитов в общем портфеле достигает 20-30%).
Принципиальное решение о выходе на рынок экспресс-кредитования в торговых сетях «Сбербанк» принял в ноябре 2009 года. В апреле 2010 года для разработки наиболее оптимального варианта действий на работу в Сбербанк пришел экс-предправления «ХКФ-банк» (лидер рынка POS-кредитования) Андрей Лыков. Однако о том, какое стратегическое решение предпочел «Сбербанк» — начинать строить работу на новом рынке самостоятельно или купив игрока с опытом,— до последнего времени было неизвестно.
В прошлом году «Сбербанк» вел переговоры о покупке лидера этого рынка — «ХКФ-банк», но они не увенчались успехом. «Сбербанк» предлагал цену чуть выше капитала, что можно рассматривать так, будто бизнес «ХКФ-банк» в России ничего не стоит, а это не так. Также «Сбербанк» смотрел на предмет покупки и «Русский стандарт», и «Ренессанс Кредит».
По объему бизнеса Cetelem значительно уступает и «ХКФ-банк», и «Русскому стандарту», занимая лишь 7-е место на рынке POS-кредитования с долей рынка 3,7%. Доля «ХКФ-банк» равна 27,6%, следом идут «ОТП-банк и «Альфа-банк» с долями 17,7% и 17,5% соответственно, доля «Русфинанс» — 9,4%, «Русский стандарт» — 8,1%.
BNP Paribas Personal Finance является подразделением Группы BNP Paribas, специализирующимся на кредитовании физических лиц в сферах потребительского и ипотечного кредитования. BNP Paribas Personal Finance - компания №1 на данном рынке во Франции и Европе – насчитывает 29 000 сотрудников в более чем 30 странах на 4 континентах.
Cetelem (аббревиатура от «CrEdiT 'a l'ELEctro-Menager» (фр.) «Кредит на приобретение электробытовой техники») – компания №1 на рынке кредитования физических лиц во Франции и Европе - начал свою деятельность в России в 2007 г. как структурное подразделение ЗАО «БНП Париба» и сегодня является одним из активных участников российского рынка потребительского кредитования.
Российское подразделение Cetelem предоставляет клиентам полный спектр потребительских и авто кредитов в центрах продаж через сеть федеральных и региональных партнеров (розничных торговых сетей и автодилеров) и выпускает кредитные карты в сотрудничестве с MasterCard. Cetelem представлен в 62 регионах России и постоянно расширяет географию присутствия.
В своей работе Cetelem основывается на использовании передовых международных технологий потребительского кредитования, что позволяет предлагать широкий спектр инновационных кредитных продуктов, адаптированных к потребностям клиентов и партнеров на оптимальных условиях.
Путь построения собственного бизнеса в сегменте POS-кредитования может быть достаточно долгим и занять два-три года, указывает предправления «ХКФ-банк» Иван Свитек. «Надо выстраивать процесс продаж в торговых точках, договариваться с их владельцами об условиях работы, обучать сотрудников, выстраивать скоринговую модель, чтобы принимать решение максимально быстро. Причем быстрота принятия решения должна быть как в отношении клиентов, так и в отношении торговых сетей, которые периодически меняют требования к банкам и условия работы с ними, поэтому желание «Сбербанк» все-таки купить действующего игрока логично и оправданно»,— отмечает он.