Компания Yandex N.V., контролирующая 100% российского «Яндекс», выпустила Приоритетную акцию. Ее держателем, по итогам проведенного конкурса, стал ОАО «Сбербанк России». Об этом говорится в сообщении крупнейшей российской интернет-компании. Такое решение 23 сентбяря 2009 года акционеры Yandex N.V. приняли для оптимизации структуры собственности и обеспечения прозрачности при изменении состава акционеров в рамках подготовки к первичному размещению акций.
Ключевым правом держателя Приоритетной акции является право вето на концентрацию пакета акций Yandex N.V. свыше 25% одним лицом или связанной между собой группой лиц. Приоритетная акция не дает права на место в Совете директоров или участие в принятии решений, влияющих на операционную деятельность компании, а ее передача не может быть осуществлена без согласия Совета директоров Яндекса. Механизм Приоритетной акции позволит сохранить принципы управления компанией и предотвратить доминирование какой-либо группы инвесторов. Приоритетная акция продана ОАО «Сбербанк России» за ее номинальную стоимость €1 и не предполагает какого-либо финансового участия со стороны «Сбербанк».
Напомним, что в 2008 г. акционеры Yandex N.V. приняли решение о разделении акций на два класса: акции класса «А», обладающие одним голосом на акцию, и класса «B» — десятью. На момент разделения все акционеры стали держателями акций класса «В», которые в случае продажи автоматически превратятся в акции класса «А». Общее число выпущенных акций компании составляет свыше 300 млн. штук, из них на сегодня более 270 млн. – это акции класса «B», и около 30 млн. — класса «А», а также единственная Приоритетная акция, представляющая собой особый класс.
«Яндекс» — крупнейшая российская интернет-компания. Каждый будний день страницы Яндекса посещают более двенадцати миллионов человек (данные на март 2009 года) — из России, Украины и других стран. Основная задача Яндекса — давать ответы на вопросы пользователей. Вопросы бывают явные и неявные. Явные вопросы пользователи задают в поисковой строке, а Яндекс отвечает на них на страницах результатов поиска. На неявные вопросы, например, «какая сегодня погода», «происходит ли сейчас что-то важное», «можно ли проехать по городу» Яндекс отвечает своими справочными сервисами. Яндекс создает сервисы прежде всего для миллионов пользователей русскоязычного интернета.
Яндекс не производит собственный контент, а создаёт технологии для поиска и структурирования уже существующей информации. Часть сервисов Яндекса позволяет пользователям хранить собственную информацию и делиться ей прямо на Яндексе (сайты, фотографии и пр.). Основной доход Яндекс получает от продажи контекстной рекламы. Сегодня Яндекс имеет отделения в России (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург), в Украине (Киев, Одесса, Симферополь) и в Калифорнии.
На июнь текущего года месячная аудитория проектов «Яндекс» составляет 19,2 млн человек, недельная — 15,3 млн. В 2008 году выручка составила более $300 млн. Осенью прошлого года «Яндекс» собирался провести IPO на NASDAQ, но из-за кризиса отменил его.
Yandex N.V. — голландская компания, контролирующая 100% российского ООО «Яндекс». Около 30% Yandex N.V. (включая опционы) принадлежит менеджерам и сотрудникам ООО «Яндекс», около 60% — различным инвестиционным фондам, 10% — частным инвесторам и бывшим сотрудникам.
«Мы выбирали держателя Приоритетной акции по трем параметрам: государственный, публичный и не имеющий прямых интересов в интернете и медиа, — говорит Елена Ивашенцева, Партнер Baring Vostok Capital Partners и член Совета директоров Яндекса. — ОАО «Сбербанк России» наиболее полно соответствует данным критериям».
«В течение 10 лет нам удавалось успешно развиваться не в последнюю очередь благодаря сбалансированному составу акционеров, когда никто не владеет контрольным пакетом, — говорит генеральный директор Яндекса Аркадий Волож. — Приоритетная акция позволит создать понятный механизм для одобрения крупных покупок как российскими, так и иностранными инвесторами, гарантируя сохранение принципов управления, заложенных основателями компании».