По данным газеты «РБК daily», «Сбербанк-Капитал» решил продать один из своих розничных активов — сеть гипермаркетов «Мосмарт». Потенциальными покупателями выступают Auchan и Metro Cash & Carry, на часть площадей претендует калининградский ритейлер «Вестер», основным акционером которого также является «Сбербанк-Капитал». На сегодняшний день под управлением сети находится четыре торговых центра в столице общей площадью более 130 тыс. кв. м и 12 магазинов в регионах. «Мосмарт» оценивается в 4 млрд руб.
«Сбербанк-Капитал», получивший в кризис контрольный пакет акций компании «Мосмарт», устал ждать, когда ритейлер начнет приносить прибыль, и решил избавиться от проблемного актива. У «Сбербанк» уже есть опыт реализации торговой недвижимости: в феврале 2010 года через Российский аукционный дом были проданы активы сети АЛПИ за 3,5 млрд руб. Правда, первоначальная цена составляла 6,5 млрд руб. В случае с «Мосмарт» компанию планируется продать целиком.
Кроме «Сбербанк-Капитал» крупным акционером торговой сети выступает фонд «Бакарелла» Евгения Новицкого (экс-топ-менеджер АФК «Система»). Окончательный механизм перехода 100% акций «Мосмарт» в руки «Сбербанк» еще не определен. Этот нюанс будет обсуждаться в ходе переговоров.
С сентября этого года торговая сеть перестала рассчитываться за поставленную продукцию. Две недели назад ситуация резко ухудшилась. Судя по всему, у ритейлера исчезло финансирование со стороны «Сбербанк», его положение можно сравнить с 2008 годом, когда полки магазинов опустели.
Шаткое положение компании подтверждает и возможный отток персонала. За последние две недели количество резюме, в которых в качестве последнего места работы указана компания «Мосмарт», увеличилось с 8 до 24. Причем семеро из них — представители топ-менеджмента. Ищут работу финансовый директор компании Сергей Кушаков, главный бухгалтер, глава IT-департамента. В сентябре глава компании Матвей Брилинг признавался, что пытается сменить место работы.
Жизнь «Мосмарт» остановилась осенью 2008 года, когда поставщики отказались работать с ритейлером из-за крупных долгов. К лету 2009 года задолженность перед контрагентами, банками и лизинговыми компаниями достигла 9,6 млрд руб. В июне 2009 года с приходом «Сбербанк-Капитала» и фонда «Бакарелла» ритейлер вернулся к нормальной работе.
К февралю 2010 года тогда еще финансовый директор компании Виктор Шлепов говорил, что 70% долгов перед поставщиками удалось погасить. По итогам первого полугодия 2010 года торговая сеть увеличила выручку на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 4,56 млрд руб. Г-н Брилинг отмечал, что план по эффективной работе, намеченный «Сбербанк», компания еще не выполняет, а до показателей 2007 года, когда у ритейлера были золотые времена, не хватает буквально 10—15%.
Группа компаний «Мосмарт» - ведущий российский оператор федеральной розничной сети гипермаркетов «Мосмарт». С момента основания в 2003 году Группа развивает сеть под единым брендом в формате гипермаркетов, став первой отечественной компанией, запустившей подобный проект на ритейловом рынке РФ. Правильно выбранная стратегия продвижения позволила Группе занять весомую долю в наиболее экономически развитых регионах страны.
В 2009 году начался принципиально новый этап в истории компании. Вследствие мирового кризиса сеть приостановила оперативную деятельность. С целью выхода из критической ситуации компания перешла под контроль новой группы собственников и осуществила беспрецедентный «перезапуск» сети.
Сегодня розничная сеть «Мосмарт» насчитывает 16 торговых объектов в Москве и других городах европейской части, на Урале и в Сибири. Компания осуществляет деятельность в трех основных форматах: торговые центры, гипермаркеты-стандарт, гипермаркеты-компакт. В торговых центрах якорным арендатором выступает гипермаркет-стандарт. Общая площадь всех розничных точек Группы составляет более 183 тыс. кв. м., при этом площадь гипермаркета формата «Стандарт» варьируется от 6 до 20 тыс. кв. м., в формате «Компакт» - от 1 до 6 тыс. кв. м. Ассортиментная матрица гипермаркетов включает около 40 тыс. позиций продовольственных и непродовольственных товаров, а также наименований собственного производства.
Директор департамента корпоративных коммуникаций «Мосмарта» Татьяна Швечихина утверждает, что компания работает в штатном режиме. Проблем, которые были у нее в кризис, сейчас нет.
Ритейлера можно оценить почти в 5 млрд руб. без учета долга, говорит аналитик Deutsche Bank Наталья Смирнова. Дисконт при продаже сети может достигнуть 20%, тогда сумма сделки снизится до 4 млрд руб.