По данным газеты «Коммерсантъ», Группа «Н-Транс» продала 10% долей холдинга Global Ports, объединяющего ее портовые активы, ООО «Сбербанк капитал» — дочерней структуре ОАО «Сбербанк», создававшейся для управления активами проблемных должников банка. Данная сделка расширит возможности компании «Н-Транс» для привлечения средств на хороших условиях, что позволяет даже в текущей ситуации продолжать инвестировать в развитие портовых мощностей.
Учитывая специфику деятельности «Сбербанк капитал», а также то, что группа ранее кредитовалась в банке, переход 10% акций в собственность «Сбербанк капитал», скорее всего, свидетельствует об обращении взыскания на предмет залога. В частности, банк участвовал в финансировании сделки по выкупу менеджерами компании (тогда она называлась «Северстальтранс») 50% ее акций у Алексея Мордашова. Последний кредит на $200 млн банк выдал под поручительство ОАО «Петролеспорт» (входит в Global Ports) ООО «Северстальтранс-финансы» — SPV-компании, размещавшей еврооблигации «Н-Транс» на сумму $175 млн. (SPV (от англ. special purpose vehicle) — компания специального назначения, или «проектная компания», созданная для реализации определённого проекта или для определённой цели, чаще всего для осуществления сделки или выступления в роли заемщика). Оферта по этому выпуску предстоит компании 22 июня текущего года.
Global Ports Investments Plc (GPI) — один из ведущих в России операторов контейнерных терминалов. В 2007 году общий грузооборот компаний, входящих в GPI, составил 1,1 млн TEU. (Twenty-foot Equivalent Unit — единица измерения, равная объему, занимаемому стандартным 20-футовым контейнером. Используется в подсчете вместимости контейнеровозов или места хранения контейнеров). Global Ports создан группой компаний «Н-Транс» путем консолидации терминальных активов группы для дальнейшего развития портового бизнеса. В группу GPI входят терминалы на Балтике и Дальнем Востоке — «Петролеспорт», «Моби Дик», «Восточная стивидорная компания», «Мулти-Линк Хельсински», «Мулти-Линк Котка», Vopak E.O.S, логистический парк «Янино» и пять внутренних терминалов в Финляндии и Польше.
«Не исключено, что компания заводит бумаги в залог банку: такое иногда скрывается за сделкой по продаже части пакета», — считает аналитик «КИТ Финанс» Мария Кальварская.