По данным газеты «РБК daily», ОАО «Сбербанк» все-таки предстоит стать главным акционером автомобильного производителя, пусть и обанкротившегося. В «дочку» банка «Сбербанк-Капитал» переводится контрольный пакет (51%) акций «ИжАвто». «Сбербанк» является главным кредитором обанкротившегося Ижевского автозавода, из более чем 15 млрд руб. долга половина приходится на него.
В сентябре этого года по иску самого «ИжАвто» на заводе введена процедура наблюдения. На «ИжАвто» не раз отмечали, что единственный способ начать расплачиваться по долгам — возобновление выпуска автомобилей Kia, которое может произойти уже в январе 2010 года.
В «Сбербанк-Капитале» уже создается рабочая группа, которая будет курировать обанкротившийся «ИжАвто». Ранее гендиректор завода Михаил Добындо вел переговоры со «Сбербанк» о продаже контрольного пакета акций за 20 тыс. руб.
Строительство завода «ИжАвто» в городе Ижевске – столице Удмуртской Республики, началось в 1965 году при поддержке Дмитрия Фёдоровича Устинова, бывшего в то время министром оборонной промышленности страны. Первый автомобиль ижевского производства сошёл с конвейера 12 декабря 1966 года — это был «Москвич-408». Все детали и комплектующие автомобиля поставлялись заводом «АЗЛК». С 1967 по 1971 год в строй вводились собственные производственные линии: прессовые и сварочные, установки для окраски кузова, линии конвейеров.
Основные достижения и новые разработки датировались как раз началом семидесятых годов. В дальнейшем наблюдался застой и спад производства вплоть до 2000 года, в котором произошла смена руководства и юридического статуса, после чего объёмы производства выросли и до 2008 года держались относительно стабильно. В августе 2005 года производство собственных моделей «Иж» (за исключением «ИЖ-27175» (фургон на базе «ИЖ 2126»)) прекращено, в декабре прекращено производство «ВАЗ-2106». Началась промышленная сборка автомобиля Spectra корейской компании KIA Motors Corporation. С 2006 начат выпуск новой KIA Rio. В 2007 году продолжался выпуск «ВАЗ-21043», была запущена сборка KIA Sorento, собирался «Иж—27175».
В начале 2009 года в результате спада сбыта, вызванного экономическим кризисом, на заводе сложилась крайне тяжёлая ситуация. По состоянию на конец марта завод работал три дня в неделю по шесть часов, но руководство заявляло о возможной полной остановке производства и сокращении 90% сотрудников. В мае 2009 года производство на предприятии было остановлено. В августе этого же года компания подала в Арбитражный суд Удмуртской Республики заявление о собственном банкротстве. В начале сентября 2009 года суд ввел на автозаводе процедуру внешнего наблюдения.
Правительство Удмуртии приветствует серьезное отношение «Сбербанк» к заводу. Т
акже власти Удмуртии ранее отмечали, что «ИжАвто» может войти в создаваемый «Ростехнологиями» холдинг «Росавто». В начале декабря госкорпорация через принадлежащий им Ижевский машиностроительный завод приобрела 25% акций «ИжАвто». Но в госкорпорации тогда открещивались от убыточного актива с многомиллиардными долгами, да и сейчас сетуют, что завод принесет им только головную боль.
Как отмечают эксперты, банк, скорее всего, поспособствует восстановлению производства, но в дальнейшем будет искать стратегического инвестора на этот актив.
В качестве кандидата аналитики уже называли калининградский «Автотор», чьи представители на днях посетили Ижевск.