Шведская компания Scania продала индустриальную площадку своего бывшего автобусного завода на Люботинском проспекте, 8, в Московском районе Петербурга, рассказали «Ведомостям» представители ООО «Скания-Русь» и консультанта сделки Knight Frank St. Petersburg.
Покупателя и сумму сделки они не назвали. Им выступила одна из структур РЖД, говорит источник, знакомый с условиями сделки.
Завод давно был выставлен на продажу и одним из тех, кто рассматривал его приобретение, была РЖД или одна из ее структур, подтвердил близкий к Scania человек. По его словам, рядом с заводом находятся склады РЖД и компания собиралась расширить их за счет этого приобретения.
РЖД сейчас активно развивает контейнерные перевозки на своем подвижном составе и, вероятнее всего, это здание может быть использовано именно для размещения контейнеров, считает начальник аналитического отдела ИК ЛМС Дмитрий Кумановский.
По его словам, для РЖД особенно важна близость к собственной инфраструктуре. Для того чтобы построить собственный склад такого размера, нужно найти площадку, подготовить ее, получить согласования для предоставления нужных энергетических мощностей, покупка готовой площадки решает все эти проблемы.
Управление недвижимостью бывшего завода – непрофильный бизнес для Scania, сказал Ино Муберг, гендиректор ООО «Скания-Питер». По его словам, «несмотря на сложные экономические условия, проект был реализован с максимальной выгодой для сторон».
По данным Knight Frank, все здания производственного назначения проданы вместе с оборудованием, площадка завода и строения находятся в хорошем состоянии. Завод по производству автобусов Scania мощностью до 500 автобусов в год открылся в июне 2002 г., тогда компания сообщала, что инвестиции в него составили 80 млн шведских крон (на тот момент $8,4 млн).
Площадь завода – около 25 000 кв. м, говорится на сайте Scania. В 2010 г. производство автобусов было остановлено в связи со снижением спроса, компания начала развивать новое производство грузовых автомобилей в Шушарах, в которое вложила 10 млн евро.
В сентябре этого года стало известно, что производство грузовиков будет перенесено на расположенный рядом завод «МАН трак энд бас продакшн рус», совместный выпуск начнется в 2016 г.
Мощность «Скания-Питер» – 7 500 грузовиков в год, но в конце сентября источники «Ведомостей» сообщали, что в 2015 г. завод из-за падения спроса произведет всего около 300 грузовиков.
Сумма сделки могла составить 600–800 млн руб., считает Петр Гавырин, гендиректор девелоперской компании A Plus Development (работает в складском и индустриальном сегменте). Это крупная сделка, сейчас в основном спросом пользуются производственные объекты площадью 3 000–5 000 кв. м, в некоторых случаях – до 10 000 кв. м, говорит он.
Гавырин предполагает, что процесс продажи завода был долгим, потому что помещения были адаптированы под нужды именно Scania, а новому владельцу придется оптимизировать их под свои бизнес-процессы. Но зато завод расположен в хорошем месте, достаточно близко к центру города, добавил он.
Сейчас строительство такого объекта обошлось бы в $1 000 за 1 кв. м без учета инфраструктуры, говорит президент строительной компании STEP Дмитрий Кунис. Обычно производственные компании стараются строить помещение под себя, а не приобретать готовое, подобные сделки имеют смысл в случае, если место очень удобное, добавил он.
Scania работает примерно в 100 странах, и у нее более 35 000 сотрудников. Работу в России компания начала в 1990 г., в 1993 г. открылось представительство в Москве.
На территории России работает более 50 дилерских и сервисных центров Scania. Во II квартале 2015 г. Scania получила 19 823 заказа на грузовые автомобили, из них 731 – в Евразийском регионе, в который входит Россия.