По данным газеты «Коммерсантъ», АФК «Система» ведет переговоры о покупке крупнейшего игрока в России на рынке транспортной телематики и спутниковой навигации — ГК «М2М Телематика». «Система» уже получила разрешение «Федеральной антимонопольной службы» (ФАС) на приобретение группы, стоимость которой оценивается в 1,5 млрд руб. Сделка может привести к конфликту: АФК уже контролирует федерального навигационного оператора «Навигационно-информационные системы» (НИС), который должен регулировать рынок навигации России.
Интеграция решений «М2М Телематики» в проекты компаний АФК «Система», а также в проекты НИС может помочь ускорить развитие рынка коммерческих услуг на базе ГЛОНАСС. Сделка может не только способствовать появлению на рынке нового игрока с большими производственными и инвестиционно-финансовыми возможностями, но и стимулировать всю отрасль к рывку в развитии и выходу на новый уровень. «М2М Телематика» представляет интерес для АФК «Система» тем, что имеет собственные технологии систем мониторинга транспорта — как программные, так и аппаратные.
«М2М телематика» — ведущая российская холдинговая компания, разработчик аппаратно-программных комплексов на основе технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС и GPS, передачи данных по сетям связи для мониторинга и управления транспортом различного назначения. Компания разрабатывает навигационно-информационные системы, системы контроля транспорта, терминальное оборудование для применения в составе региональных, ведомственных, отраслевых и корпоративных интеллектуальных транспортных систем управления и безопасности.
Компания имеет широкую дистрибьюторскую сеть в РФ и СНГ, обладающую полным комплектом разрешительных документов на оказание услуг навигации, телематики и ГЛОНАСС/ GPS слежения в регионах. «М2М телематика» занимает лидирующие позиции на рынке спутникового мониторинга транспорта /GPS мониторинга, оказания услуг навигации и телематики по количеству оснащенных транспортных средств и внедрений на пассажирском транспорте, географии клиентов и объему партнерской дистрибьюторской сети.
В холдинговую компанию входят «М2М Телематика» (разработчик аппаратно-программных комплексов на основе технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС и GPS в сфере транспортной телематики), «М2М Инжиниринг» (разработчик навигационных систем мониторинга и управления транспортом), «М2М Электроника» (разработчик аппаратных средств в сфере мониторинга транспорта, подвижных и стационарных объектов), «Транскор» (поставщик навигационно-информационных систем на основе ГЛОНАСС и GPS для мониторинга и управления скорой помощью), КБ «Геостар-навигация» (разработчик навигационных ГЛОНАСС / GPS ОЕМ модулей), «НПП Транснавигация» (разработчик информационных систем для наземного транспорта). Около 35% ГК «М2М Телематика» принадлежит гендиректору Александру Гурко. Выручка ГК в 2008 году — 484 млн руб., чистая прибыль — 12 млн руб.
По оценке ИК «Финам», компания может стоить около 1,5 млрд руб.
«В краткосрочной перспективе сделка вряд ли повлияет на коммерческий рынок навигационных систем, так как клиенты «M2M Телематики» в основном госструктуры и организации. Основа бизнеса компании — внедрение в госсектор, а там совершенно иные правила ведения дел, нежели на открытом рынке»,— говорит Исполнительный директор компании «Русские навигационные технологии» Иван Нечаев. По его словам, для него непонятным моментом сделки является то, каким образом «в рамках одного холдинга могут находиться столь разные по своим целям организации, как НИС, роль которого состоит в регулировании рынка, и «M2M Телематика», которая является одним из игроков рынка». «Могут возникнуть сложности с регулированием рынка ввиду того, что игрок рынка, по сути, будет аффилирован с регулятором»,— пояснил господин Нечаев.