Как выяснил "Ъ", НОВАТЭК не смог в срок закрыть сделку с китайским Фондом Шелкового пути по продаже 9,9% в "Ямале СПГ". Сделка имеет существенное значение для судьбы единственного СПГ-проекта в российской Арктике, и Москва предпринимает все необходимые шаги.
Сегодня - 11 декабря 2015 года, Белый дом будет одобрять сделку на комиссии по иностранным инвестициям, а 10 декабря рассмотрел межправительственное соглашение по ней.
Источники "Ъ" объясняют задержку вопросами со стороны Китая. Проблемы могут быть и в желании Пекина изменить условия сделки, и в том, что российская сторона не учла все детали местных аппаратных игр.
Сегодня - 11 декабря 2015 года, правительственная комиссия по иностранным инвестициям рассмотрит и одобрит сделку по продаже НОВАТЭКом 9,9% в проекте "Ямал СПГ" китайскому Фонду Шелкового пути (SFR), рассказали "Ъ" несколько источников, знакомых с ситуацией. В Белом доме подтвердили, что вопрос стоит в повестке комиссии.
Также, по данным "Ъ", 10 декабря правительство в закрытом режиме рассмотрело и принципиально одобрило межправительственное соглашение с Китаем по этой сделке. По словам собеседников "Ъ", текст соглашения был отправлен китайской стороне только в начале декабря 2015 г., поэтому его подписание еще займет некоторое время.
Однако, по данным "Ъ", сама сделка между НОВАТЭКом и SFR (о ней стало известно 24 августа) до сих пор не закрыта. Между тем, согласно протоколу заседания российско-китайской межправительственной комиссии от 16 ноября, юридически обязывающие документы по сделке должны были быть подписаны до 10 декабря.
К тому же моменту SFR должен был предоставить "Ямал СПГ" заем, сумму которого собеседники "Ъ" на рынке ранее оценивали максимально в $500 млн, исходя из условий, на которых в проект входили другие участники — китайская CNPC и французская Total.
"Ямал СПГ" — проект завода по сжижению газа на базе Южно-Тамбейского месторождения на Ямале (запасы по PRMS — 907 млрд кубометров). Предусмотрены три линии по 5,5 млн тонн СПГ в год, запуск запланирован на 2017 год, выход на проектную мощность — на 2021-й.
Текущие акционеры — НОВАТЭК (60%), французская Total (20%) и китайская CNPC (20%). Стоимость проекта — $28 млрд.
Значение сделки с китайцами для НОВАТЭКа и "Ямал СПГ" в целом в том, что она служит прологом к получению денег от китайских банков. Общий объем проектного финансирования должен составить $20 млрд, и от китайцев ждали около половины суммы.
Предполагалось, что договоренности по привлечению кредитов будут достигнуты в середине года (ход переговоров серьезно осложнило включение НОВАТЭКа в санкционный список США), но этого не произошло до сих пор.
Строительство завода уже идет, пока его финансируют напрямую акционеры проекта, и если до середины года участие НОВАТЭКа было невелико (по условиям вхождения в проект затраты несли в основном Total и CNPC), то сейчас компания вынуждена взять на себя затраты, соответствующие ее мажоритарной доле. В 2016 году это может стать для НОВАТЭКа серьезной проблемой.
По словам ряда собеседников "Ъ", затягивание сделки связано с тем, что SFR инициировал пересмотр ее параметров из-за текущего падения цен на нефть (к ним привязана стоимость СПГ на азиатских рынках).
Собеседник "Ъ", близкий к НОВАТЭКу, это опровергает. По его словам, переговоры идут "конструктивно", на заключительной стадии, "и нет смысла привязываться к конкретной дате". Впрочем, актуальный срок закрытия сделки он назвать не смог.
В середине декабря 2015 года премьер Дмитрий Медведев посетит саммит ШОС в Пекине, в рамках которого запланировано подписание большого пакета документов с Китаем. По словам источников "Ъ", в частности, это соглашение о продаже Sinopec 10% СИБУРа.
Но о возможном подписании сделки НОВАТЭКа с SFR (или хотя бы межправительственного соглашения по ней) одни собеседники "Ъ" не знают, а другие сомневаются в этом.
Один из собеседников "Ъ" добавляет, что ситуацию вокруг сделки осложнило то, что НОВАТЭК договаривался с SFR в обход своего основного китайского партнера — CNPC. "НОВАТЭК вынес сделку на уровень президентов, после чего ее отдали Фонду Шелкового пути",— говорит он.
SFR — новая структура, ей было важно показать свою значимость и набрать портфель серьезных проектов, так что она могла предложить НОВАТЭКу довольно дешевые деньги, отмечает руководитель китайской программы Центра Карнеги Александр Габуев.
В то же время он сомневается, что сделка совершалась совсем без координации с CNPC. "Другое дело, что отношение Пекина к проекту в целом сейчас очень настороженное, прежде всего по коммерческим соображениям",— считает Александр Габуев.
По его мнению, в ситуации, когда на рынке много дешевого сжиженного газа, китайцы будут осторожны, добиваясь от НОВАТЭКа серьезных уступок.