По данным газеты «Коммерсант», как и предполагали на рынке, слияние "Амур Золота" Мусы Бажаева с Petropavlovsk не состоялось из-за разногласий с крупнейшим акционером Petropavlovsk — "Реновой" Виктора Вексельберга.
"Ренова" собрала свыше 25% золотодобытчика и могла блокировать сделку, и стороны заранее отказались от нее. Теперь Petropavlovsk сосредоточится на достройке автоклава, но проект не скоро принесет отдачу, говорят аналитики.
Акционеры "Амур Золота" — ООО "Горнорудная компания "Альянс"" и Lexor Group S.A. (BVI) группы "Альянс" Мусы Бажаева — уведомили золотодобывающую Petropavlovsk, что не продлят после 31 декабря срок действия соглашения о сделке с ней.
В пятницу - 16.12.2016 г. Petropavlovsk привела мотивы "Альянса": "некоторые мажоритарные акционеры" Petropavlovsk выступают за фокусирование на проекте автоклава (POX) и развитие подземной добычи, кроме того, группа Мусы Бажаева озабочена обязательствами Petropavlovsk по долгам аффилированной с ней железорудной компании IRC.
Также Petropavlovsk не будет вести переговоры о приобретении "Золота Камчатки", входящего в "Ренову" Виктора Вексельберга (крупнейший акционер Petropavlovsk с 25,25% голосов в акциях и облигациях).
"Альянс" и Petropavlovsk в апреле договорились, что группа господина Бажаева получит 30,3% от увеличенного капитала золотодобытчика в обмен на "Амур Золото" (стоимость сделки в деньгах — $144 млн). Стороны заявляли о синергии: сделка увеличила бы ресурсную базу Petropavlovsk и вовлекла в переработку руды "Амур Золота" с низким содержанием золота.
Но источники в отрасли указывали, что для основателей и совладельцев Petropavlovsk Питера Хамбро и Павла Масловского (с ноября косвенно владеют 10,45% акций) сделка может быть защитой от недружественного поглощения со стороны "Реновы", владевшей тогда около 15% голосов Petropavlovsk.
Сделка с "Золотом Камчатки" стала предметом трехстороннего обсуждения в июне. Но по сделке с "Амур Золотом" работали консультанты, было получено одобрение ФАС, а по "Золоту Камчатки" такой работы не велось. "Ренова" параллельно увеличивала пакет — примерно с 10% в ноябре 2015 года до 25,25% к ноябрю 2016-го.
С объявления о сделке с "Амур Золотом" Petropavlovsk провела основную работу по реструктуризации $530 млн кредитов Сбербанка (75% от суммы) и ВТБ (25%), которые теперь нужно гасить в 2022 году вместо 2018 года.
Компания отмечала, что график выплат привязан к производственному плану, в частности, к достройке к 2019 году POX на базе Покровского рудника (нужно $120 млн). Получив одобрение банков на реструктуризацию, Petropavlovsk решила сама достроить автоклав из свободного денежного потока (FCF).
А в начале декабря "Альянс", отметив улучшение профиля долга и достройку POX, уведомил Petropavlovsk, что готов получить за "Амур Золото" уже 20%. Но источники, знакомые с ситуацией, уточняли, что снижение доли ниже блокпакета должно подвигнуть акционеров к одобрению сделки.
Уведомление Petropavlovsk о том, что "Альянс" не будет продлевать предложение о сделке, фактически означает отказ от нее, утверждает источник, близкий к одной из сторон. В Petropavlovsk сказали, что "пока рассмотрение сделки прекращается".
О том, что сделку не удастся провести в 2016 году с учетом корпоративных процедур (акции Petropavlovsk торгуются на Лондонской бирже), источники "Ъ", близкие к компаниям, говорили в ноябре.
""Альянс" шел на сделку с прицелом на совместное развитие активов, а не на акционерные конфликты, очевидно, что с весны конфигурация изменилась",— объясняет один из источников.
Еще один источник подтверждает, что для "Реновы" наличие в акционерах Petropavlovsk Мусы Бажаева "с серьезным лоббистским ресурсом" было бы нежелательно и, скорее всего, группа заблокировала бы сделку.
Олег Петропавловский из БКС говорит, что если сделка с "Амур Золотом" сорвется, то теоретически могут выиграть миноритарии, которые были против размытия долей (акции компании на новостях подешевели на 3%).
Но производство Petropavlovsk недоинвестировано, это может негативно сказаться на ее показателях и поставить под вопрос планы по POX, полагает он.
Если же "Ренова" решит софинансировать проект в обмен на увеличение доли, то надо иметь в виду, что отдача наступит через два-три года, а цены на золото уже упали с уровня $1,3 тыс. до $1,1 тыс. за унцию, предупреждает господин Петропавловский.