По данным газеты «РБК daily», Банк UBS, с октября 2008 года владевший 18,42% акций «Кировского завода», вышел из состава акционеров предприятия. Банк UBS не указан в числе акционеров Кировского завода в опубликованном в середине августа 2010 года отчете предприятия за второй квартал этого года. В документе приведен список акционеров компании, составленный на момент закрытия реестра акционеров к годовому собранию завода. Согласно списку, пакет в 18,42% акций теперь принадлежит компании Fraxinius Holdings Limited. При этом в реестре акционеров, составленном к годовому собранию 2009 года, банк UBS был указан.
Напомним, что сделка, в результате которой UBS стал акционером Кировского завода, состоялась 24 октября 2008 года. Размер пакета, отошедшего UBS в 2008 году, совпадал по объему с общим пакетом семьи генерального директора предприятия Георгия Семененко. Учредителями кипрской компании Fraxinius Holdings Limited на паритетных началах являются Лариса и Георгий Семененко. Таким образом, с учетом 42% акций завода, которые семья г-на Семененко контролирует через офшорные компании, а также «Сигму-инвест», «дочку» «Кировского завода», общий пакет, подконтрольный главе предприятия, составляет около 60%. По состоянию на конец второго квартала данный пакет оценивался (исходя из котировок на торговых площадках) примерно в 3 млрд руб.
Сейчас Кировским заводом владеют две группы акционеров. Помимо г-на Семененко это группа миноритариев, в совокупности контролирующая около 25% акций предприятия. Эта группа акционеров более двух лет конфликтует с менеджментом завода, считая, что он противозаконно провел отчуждение более 34% акций компании из состава ее консолидированных активов.
Представитель этой группы акционеров Петр Фролов полагает, что сделки с акциями завода, которые проводились через офшоры, в том числе банк UBS, это попытка скрыть информацию о том, что генеральный директор предприятия с 2005 года фактически лично контролировал около 60% акций. Кроме того, полагает г-н Фролов, это попытка менеджмента предприятия «ввести в заблуждение акционеров, инвесторов и других заинтересованных лиц тем, что члены совета директоров, выдвинутые генеральным директором Семененко, якобы являются независимыми».
Несмотря на столь резкие заявления миноритарных акционеров, пока их позиция не нашла подтверждения в решениях судов. Практически все иски по спорным сделкам с акциями, которые акционеры Кировского завода подавали в российские суды, были отклонены в разных инстанциях. В июле этого года в совете директоров завода создан комитет по урегулированию корпоративного спора.
Гигант отечественной индустриии Путиловский (Кировский) завод имеет двухсотлетнюю историю, богатую новаторскими достижениями, трудовыми подвигами, участием в революционных событиях. Завод был основан указом императора Павла I в 1801 году по предложению выдающегося деятеля эпохи начала индустриализации России, выходца из Англии Чарльза Гаскойна.
Наиболее яркие страницы дореволюционной истории предприятия связаны с именем талантливого инженера и организатора Николая Ивановича Путилова, который купил у казны разорившийся завод в 1868 году и в короткие сроки наладил на нем новое многоотраслевое производство. Самым выгодным производством времени промышленной революции было паровозостроение и судостроение. Именно здесь, на Путиловском заводе, строились вагоны и локомотивы, в больших количествах выпускались рельсы.
В 1924 году на заводе был выпущен первый русский трактор «Фордзон-Кировец». Появление первого трактора предопределило судьбу завода, отныне он стал считаться главным тракторным заводом СССР.
Во время ленинградской блокады для Кировского завода, как и для всего осажденного Ленинграда, настали трудные времена. Часть тракторного производства завода была эвакуирована в Челябинск, где образовался всем известный «Челябинский тракторный завод». Оставшимся работать на заводе предстояло перенести тяжелейшие 900 дней блокады. В тяжелейших условиях отсутствия света, тепла, при жутких морозах и голоде зимы 1941/1942, в условиях артобстрела прямой видимости фронта, здесь продолжали работу, изготавливали боеприпасы, ремонтировали танки. Выезжающие из цехов, танки прямым ходом отправлялись на передовую.
В советские времена на заводе продолжалось разворачивание тракторной программы. На свет появился всем известный трактор «Кировец», как любила провозглашать советская пропаганда, самый мощный и самый большой трактор в мире. На заводе было развернуто также и турбинное производство.
В настоящее время «Кировский завод» - это объединение, по сути, двух десятков крупных производств. Тракторов «Кировец» сейчас уже никто не выпускает, однако на основе имеющихся мощностей налажен выпуск маленьких тракторов, многочисленной сельскохозяйственной техники, комбайнов. Завод берется за любые заказы, связанные с постройкой тяжелой техники типа «вездеходов». Тут строят технику для геологов, нефтяников, газовиков, строительную технику, вездеходы. Недавно был налажен выпуск броневиков для инкассаторов, время от времени завод пробует себя в постройке и автомобилей. Наконец, самое прибыльное производство «Кировского завода» - это металлургия, по сути, она и вытягивает все предприятие из долгов. На заводе выплавляют сталь разных марок и катают прокат самого разного сортамента.