Совладелец группы Qiwi Сергей Солонин стал единственным собственником сети кафе самообслуживания «Обед-буфет», которую до этого развивали холдинг Ginza и ресторатор Алексей Васильчук (развивает «Чайхону №1»). Бизнесмен может интегрировать сеть столовых в одну из сетей коворкингов, не исключают участники рынка. Впрочем, разразившийся из-за пандемии коронавируса кризис может изменить весь российский рынок общественного питания, поэтому в ближайшие месяцы вряд ли инвесторы придут в этот сегмент.
О том, что 100% сети ресторанов «Обед-буфет» перешли к совладельцу Qiwi Сергею Солонину, рассказал источник “Коммерсанта” из числа консультантов на рынке недвижимости. Информацию подтвердил один из рестораторов. Изначально развитием проекта занимались сооснователь холдинга Ginza Дмитрий Сергеев и ресторатор Алексей Васильчук. Известно, что господин Солонин также участвовал в нем в качестве соинвестора. По словам представителя Ginza, холдинг сейчас не имеет отношения к «Обед-буфету». Теперь от участия в проекте отказался и господин Васильчук; в разговоре с “Коммерсантом” ресторатор предложил обратиться за комментарием к основному партнеру проекта — Сергею Солонину. Бизнесмен в течение всего понедельника не отвечал на звонки издания.
Сеть «Обед-буфет» основана в 2015 году, сейчас насчитывает три объекта в Москве и один — в Санкт-Петербурге, следует из информации на их сайте. Средний чек — до 1 тыс. руб. Управляется через ООО «Вкусные решения», единоличным владельцем которого выступает Ольга Захарчук, следует из выписки ЕГРЮЛ. По данным Kartoteka.ru, в 2018 году выручка компании составила 32 млн руб., убыток — 22 млн руб.
У «Обед-буфета» достаточно большие площади: так, заведения сети на Новом Арбате и в «Москва-Сити» занимают по 1 тыс. кв. м. По оценкам гендиректора «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, стоимость сети «Обед-буфет» может быть эквивалентной стоимости арендных прав.
Сергей Солонин — сооснователь группы Qiwi, до 2019 года являлся ее гендиректором. Источник “Ъ” считает, что Алексей Васильчук вышел из проекта «Обед-буфет» из-за его убыточности. При этом, полагает он, господин Солонин в будущем интегрирует сеть в качестве оператора для одного или нескольких проектов, где он является инвестором. По словам источника газеты среди рестораторов, господин Солонин сейчас ищет управляющего сетью.
Формат столовых становится все менее востребован на фоне развития многочисленных и разнообразных фуд-концепций в Москве, поясняет заместитель директора департамента торговой недвижимости Colliers International Борис Маца. Заместитель гендиректора по коммерции ГК «Шоколадница» Евгений Прохоров называет весь формат кулинарий специфическим — без серьезных оборотов и трафика в нем всегда происходит большая доля списаний. В условиях высоких арендных ставок крупноформатным предприятиям выживать в принципе тяжело, рассуждает представитель сети Prime Мария Лошкова. По ее мнению, пока только сети «Братья Караваевы» ресторатора Евгения Каценельсона удалось наладить процесс. «При больших инвестициях проект (по развитию столовых и кулинарий.— “Ъ”) может развиваться, максимум на несколько точек в год, если говорить о Москве»,— считает она.
В ближайшие несколько месяцев вряд ли кто-то будет инвестировать в развитие предприятий общественного питания — весь рынок может кардинально измениться, пережив кризис, который происходит сейчас, предостерегает Евгений Прохоров. Только в минувшие выходные посещаемость заведений общепита снизилась как минимум на 50%, приводит данные основатель ресторанного холдинга «Тигрус» Хенрик Винтер.