Российские компании по доставке еды начинают международную экспансию. Сервис для заказа блюд в офисы и на мероприятия Catery, среди инвесторов которого «Газпром-медиа», стал совладельцем испанского сервиса корпоративного питания Catevering. Сделка дает российской компании доступ к рынку с оборотом в €2,5 млрд в год, но грозит проблемами в будущем: инвестиция стартапа в иностранный проект говорит о расфокусировке бизнеса, пишет "Коммерсант".
Онлайн-сервис по доставке еды в офисы и на мероприятия Catery получил долю в испанском проекте Catevering, который занимается поставкой питания для компаний. Как сообщил представитель Catery, сервис стал участником посевного раунда на €500 тыс. По словам источника, знакомого со сделкой, было продано около 30% акций Catevering, большая часть из которых досталась российской компании. Catery основан в 2016 году, работает в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Ростове-на-Дону и др. В числе поставщиков — сети «Хлеб насущный», «IL Патио» (входит в «Росинтер») и пр. В списке корпоративных клиентов — Сбербанк, X5 Retail Group, Nestle. Один из инвесторов Catery — «Газпром-медиа». Финансовые показатели в абсолютных цифрах компания не раскрывает.
Catevering работает в нескольких городах Испании, включая Мадрид и Барселону. Пользователям доступно на выбор более 150 типов заказа. Всего с момента основания сервис доставил свыше 175 тыс. блюд, в том числе для Uber, Airbnb Pepe Jeans и иных компаний, следует из данных на сайте сервиса. Основные владельцы Catevering — основатели Лаура Гомез и Гонсало Месорио. Как отмечает основатель Catery Дмитрий Федоров, сделка дает российской компании выход в новую географию через миноритарную инвестицию с приоритетным правом консолидации. «Испания — четвертый по размеру рынок foodtech в Европе, по нашим оценкам, его оборот — около €2,5 млрд в год»,— говорит он. При этом, указывает господин Федоров, на рынке низкая доля онлайн-проникновения и нет доминирования крупных игроков. В Catevering на вопросы издания не ответили.
Инвестиционный менеджер Фонда развития интернет-инициатив Яков Коп называют сделку смягченным способом выхода на новый рынок: «Очевидно, Catery сэкономит на маркетинге, адаптации продукта и базе клиентов, так как Catevering уже успела установиться в стране». Исполнительный директор Restcon Андрей Петраков добавляет, что подобная схема позволяет Catery избежать рисков, характерных для российских рестораторов, которые, выходя на зарубежные рынки, сталкивались с незнанием элементарных правил местного бизнеса. Управляющий партнер сообщества венчурных инвесторов AltaClub Артем Новосартов добавляет, что покупка доли в Catevering также положительно скажется на капитализации российской компании. Но Catery далеко не стратегический игрок в своей области в России, и инвестиция в европейский стартап, который также находится на стадии развития, говорит о расфокусировке и может негативно сказаться на бизнесе в будущем, предупреждает он.
Другие игроки российского foodtech-рынка пока с зарубежной экспансией не спешат. В Delivery Club и Performance Group (сервисы Performance Food, Level Kitchen, My Food, Easy Meal) говорят, что сконцентрированы на российском рынке. В числе приоритетов — запуск новых брендов, производств, региональная экспансия, а также создание единой экосистемы, уточнил основатель Performance Group Артур Зеленый. В «Яндекс.Еде» напоминают, что летом 2019 года сервис запустился в Казахстане, где работает через «Яндекс.Такси». Планы по дальнейшей экспансии в компании не раскрывают. В целом доставку еды для больших компаний в «Яндекс.Еде» называют довольно нишевым рынком: частота использования таких сервисов низкая, хотя средний чек может быть довольно высоким. В Catery ожидают, что в марте число повторных заказов в сервисе превысит 65%.