«ВТБ Капитал Инвестиции» инвестировал в платформу подбора временного персонала Ventra Go!, сообщил “Коммерсант” со ссылкой на представителей сторон. Фонд вложил 700 млн руб. и получил долю 23,33%. Еще 49,33% у сооснователя Александра Фридланда, 27,33% — у топ-менеджмента компании Ventra.
Созданная в 2020 году Ventra Go! предоставляет бизнесу возможность найти работников торгового зала, помощников кассиров, сборщиков заказов, курьеров, промоутеров на срок от четырех часов.
Оплата услуг персонала — от 224 руб. в час. Внутренняя система самостоятельно подбирает сотрудника на основе требований заказчика и местоположения исполнителя. Ventra Go! также берет на себя проверку документов и квалификации персонала.
По собственным данным, с сервисом сотрудничают более 50 заказчиков, включая топ-5 крупных ритейлеров, и 100 тыс. исполнителей из 27 городов России. Сам сервис зарабатывает на комиссии с заказа, ее размер в компании не назвали. Оборот платформы по итогам 2021 года составил 265 млн руб., добавил представитель Ventra Go!
Идея «уберизации» найма линейного персонала может серьезно изменить рынок найма персонала, как в свое время Uber и «Яндекс» изменили сегмент такси, рассчитывает руководитель департамента альтернативных инвестиций «ВТБ Капитал Инвестиции» Магомед Асхабов. Привлеченные инвестиции Ventra Go! планирует направить на совершенствование платформы и масштабирование сервиса в регионах.
В этом сегменте работают и крупные компании. Так, «Авито» запустила сервис «Авито Подработка». «Сейчас подработкой на площадке интересуются около 1,5 млн человек в месяц, и мы видим большой потенциал в этом направлении»,— говорит управляющий директор «Авито Работы» Артем Кумпель.
По словам управляющего партнера Skolkovo Ventures Павла Морозова, технологии в сфере HR (HR Tech) — одна из самых динамично растущих вертикалей на технологическом рынке страны. «Большая часть сделок находится на посевной и ранней венчурной стадиях с чеками от 10 млн до 100 млн руб. На этом фоне инвестиции в Ventra Go! на 700 млн руб. выглядят хорошим знаком для направления в целом»,— считает он. Среди клиентов подобных сервисов есть не только коммерческие компании, но и госкорпорации, например РЖД, говорит Павел Морозов.
Многие крупные компании, где есть линейные позиции, столкнулись с проблемами найма, отмечают в пресс-службе X5 Group.
Так, сеть «Пятерочка» сотрудничает с несколькими b2b-платформами, которые занимаются привлечением самозанятых, добавили там. В магазинах сети в Москве и Подмосковье уже 5% самозанятых сотрудников, сейчас по такой системе компания запускает работу в «Пятерочках» в Петербурге и Воронеже.
Но не все ритейлеры готовы использовать сторонние платформы. В сети «Лента» говорят, что не прибегают к услугам сторонних платформ для поиска временных сотрудников. В Wildberries сообщили, что применяют собственные решения для «уберизации» найма.
«Большинство таких платформ предлагают услуги самозанятых, это мы рассматриваем как подмену трудовых отношений гражданско-правовыми в рамках привлечения линейного персонала. Такая ситуация несет дополнительные риски для заказчика услуг»,— отмечает директор по персоналу Fix Price Антон Максименко. Рынок линейного персонала, подчеркивает он, до сих пор остается рынком соискателя, и появление новых платформ вряд ли решит эту проблему.