По данным газеты «РБК daily», сеть ресторанов «Япоша», которую развивает ресторанный холдинг Ginza Project, выставлена на продажу. Сеть японской кухни, состоящая более чем из 40 заведений в Москве и Петербурге, оценивается в $20 млн. Продажа «Япоши» может стать первой после кризиса крупной сделкой M&A на ресторанном рынке.
Предположительно, одним из претендентов на покупку выступает компания «Росинтер Ресторантс», представленная в сегменте японской кухни сетью «Планета суши». Также есть информация о том, «Япоша» находится в залоге у банка «Траст». Среди акционеров сети называются создатели Ginza Дмитрий Сергеев и Вадим Лапин.
Если сделка состоится, она станет первой в череде слияний-поглощений на ресторанном рынке. Дело в том, что в столичном регионе уже нет места для развития сетей, то есть фактически расширяться можно только в регионы, где очень сложно осуществлять управление заведениями. Консолидацию рынка ускорят и повышение цен на продукты, и рост заработной платы персонала, что скажется на рентабельности бизнеса в целом. Единственный выход для сетевых компаний — объединяться между собой.
В столице очень ограничен выбор площадей для открытия кафе. Рестораторы, как правило, ссорятся за хорошие предложения, которые стали единичными. На сегодняшний день можно развиваться в спальных районах Москвы, но сети пока не готовы к этому.
За 5 лет демократичная сеть ресторанов «Япоша» показала значительную динамику роста. Первый ресторан был открыт в 2005 году. На сегодняшний день открыто свыше 40 точек в Москве и Санкт-Петербурге. За 5 лет «Япошка» похудела на одну букву и стала «Япошей». Посетителям ресторанов предлагается уникальное «двойное меню», состоящее из разделов традиционной японской кухни (Суши) и популярных блюд европейской и русской кухонь (Антисуши).
Гости с ограниченными возможностями чувствуют себя комфортно в ресторанах «Япоша». Отправной точкой реализации программы лояльности был выбран ресторан «Япоша» на ул. Шоссе Энтузиастов, 20. Ресторан оборудован специальными пандусами, облегчающими заезд людей на инвалидных колясках, специальным туалетом с поручнями, введено меню с рельефно-точечным (брайлевским) шрифтом для незрячих, работает официант-сурдопереводчик, владеющий языком жестов для глухих и слабослышащих гостей.
За 5 лет компания «Япошка-сити» подготовила и обучила специалистов широкого профиля для работы в ресторанном бизнесе. В 2008 году в сети была внедрена программа «Тайный посетитель» (Mystery Shopping), с целью повышения качества сервиса, в рамках которой качество обслуживания оценивали специально обученные «тайные клиенты». По определенному графику они наносили визиты в рестораны сети, где вели себя, как обычные покупатели, а после в специальных анкетах отмечали выявленные недостатки. С 2009 г. во всех точках сети ресторанов «Япоша» действует «Полиция качества», с целью контроля качества блюд, улучшения сервиса обслуживания и реагирования на отзывы гостей сети ресторанов «Япоша» в режиме on-line.
5 лет «Япоша» вносит свой вклад в благотворительность и помощь детским домам России. В международный день защиты детей сеть ресторанов «Япоша» ежегодно организует благотворительный праздник для детей при поддержке Управы района. Благодаря благотворительному проекту «Япоши» совместно с фондом «Настенька» и детским отделением онкологии при РОНЦ им. Блохина 13 детишек могут быть спасены ежегодно в результате приобретения специального аппарата для поддержания жизни детей больных онкологическими заболеваниями.
Генеральный директор сети «Япоша» Владислав Лозицкий говорит, что ему ничего не известно о продаже сети, правда, он не исключает такого варианта развития событий. По его словам, на этот год запланировано открытие около 20 заведений сети на средства банка «Траст», который предоставляет кредиты компании на развитие.
Исполнительный директор консалтинговой компании Restcon Андрей Петраков считает, что, даже, несмотря на нехватку площадей, сеть кафе может спокойно существовать на рынке, получая прибыль. «В случае с «Япошей» факторы угнетенного рынка не играют определяющей роли, развиваться можно и в регионах с помощью франшизы, а можно вообще не развиваться», — говорит он. По мнению г-на Петракова, причина потенциальной продажи сети японских заведений, скорее всего, не лежит на поверхности. «Возможно, это личное желание владельцев или экономические неурядицы в компании», — предполагает эксперт.