НОВАТЭК ведет переговоры с Shell, китайскими и французскими компаниями по созданию второго завода по сжижению газа на Ямале, заявил акционер НОВАТЭКа Геннадий Тимченко. По его словам, эти компании интересуются расширением сотрудничества с НОВАТЭКом по новым проектам СПГ, но договоренностей пока не достигнуто.
Сейчас НОВАТЭК уже строит СПГ-завод "Ямал СПГ" мощностью 16,5 млн тонн в год на базе Южно-Тамбейского месторождения, другими акционерами проекта являются французская Total (20%) и китайская CNPC (20%), об интересе которых к потенциальному расширению завода было известно. Shell в качестве возможного участника проекта ранее официально не называлась.
В России у Shell уже есть 27,5% в СПГ-проекте "Сахалин-2", сейчас компания ведет с "Газпромом" (50% в "Сахалине-2") предпроектные исследования для его расширения. Shell также интересовалась участием в новых проектах "Газпрома" по сжижению, особенно в "Балтийском СПГ".
По мнению собеседников "Ъ" в отрасли, преимуществом Shell в качестве партнера является наличие своей технологии крупнотоннажного сжижения (в "Ямал СПГ" технология американской Air Products), огромный технологический и маркетинговый опыт на рынке СПГ и наличие большого собственного портфеля газа, так что Shell могла бы выступить и в качестве покупателя СПГ. Но сейчас, когда НОВАТЭК внесен в санкционные списки США и ЕС, вхождение любого западного мейджора в крупный проект с участием НОВАТЭКа практически исключено, считают собеседники "Ъ".
При этом НОВАТЭК ведет активную подготовительную работу по новым проектам. Три дочерних общества НОВАТЭКа — "Арктик СПГ 1", "Арктик СПГ 2" и "Арктик СПГ 3",— владеющих лицензиями на Геофизическое и Утреннее месторождения и Обский лицензионный участок, в октябре были включены в правительственный список экспортеров СПГ. Как уточнили "Ъ" в НОВАТЭКе, планируется, что следующий проект СПГ будет основываться на ресурсной базе Утреннего месторождения, сопоставимой с запасами Южно-Тамбейского месторождения.
Второй проект сжижения газа на Ямале теперь имеет множество рисков, и его перспективы крайне неопределенны, считает глава подразделения СПГ в ICIS Heren Роман Казьмин. "Во-первых, в условиях санкций нужно изначально предусмотреть в проекте альтернативные источники финансирования и технологий, во-вторых, новому заводу придется конкурировать на глобальном рынке с большими объемами нового СПГ из США, Австралии и Восточной Африки",— отмечает он.
С другой стороны, Shell, у которой большой портфель проектов по всему миру, в последние два года следует политике сокращения капитальных расходов. "Непонятно, зачем англо-голландской компании совершать большие инвестиции в проект в России, который имеет такие риски",— подчеркивает господин Казьмин. Дополнительную неопределенность вносит снижение цен на нефть, из-за чего инвесторы сейчас будут очень осторожно подходить к любым новым СПГ-проектам, заключает эксперт.