На российском рынке сотовой связи может стать одним игроком меньше. Местная «дочка» шведского оператора Tele2 будет продана, если компании не удастся получить частоты для развития на своих сетях связи четвертого поколения.
Потенциальный покупатель уже найден: предварительные консультации по этому вопросу Tele2 провела с «Ростелекомом». Акционерам российской Tele2 в ближайшее время предстоит решить судьбу этого актива.
Шансы на то, что Tele2 позволят развивать передачу данных на уже имеющихся частотах слишком малы. Рынок голосовых услуг стагнирует. И менеджмент компании в частных беседах с представителями различных компаний не раз озвучивал мысль о том, что в отсутствие частотного ресурса бизнес компании может стать нерентабельным уже к 2015 году.
В переговорах с «Ростелекомом» фигурировала оценка Tele2 на уровне $3,4—$3,7 млрд. Это цена продавца, «Ростелеком» due diligence не проводил. Ранее Tele2 оценивала свой бизнес исходя из мультипликатора 8 EBITDA, или чуть более $5 млрд. Но сейчас шведы готовы идти на значительные уступки.
Объединение сотовых активов, подконтрольных «Связьинвесту» (в настоящий момент контролируются «Ростелекомом»), с кем-либо из региональных игроков обсуждалось еще в период утверждения стратегии холдинга до реорганизации. В проекте стратегии фигурировала и компания Tele2 (а вместе с ней и другой крупный региональный игрок — «Мотив»). Но тогда шведская компания не готова была расставаться с активом, и от этой идеи «Связьинвесту» пришлось отказаться.
Тем не менее, Tele2, похоже, не теряет надежду на то, что компании удастся сохранить независимость, получив возможность предоставлять услуги передачи данных по новейшей технологии.
Оператора сотовой связи Tele2 отличает востребованный в России формат дискаунтера, единственного в России на этом рынке, а также европейский подход к построению сотового бизнеса. Особенности бизнес-модели Tele2, а также ориентация на долгосрочное присутствие на российском рынке находит свое отражение в той важной социальной функции, которую оператор реализует на российском рынке. Прежде всего, это инвестиции в регионы.
Сейчас Tele2 имеет лицензии на оказание услуг сотовой связи в стандарте 2G в 37 регионах России и обслуживает более 20 млн. абонентов. В одних регионах были приобретены местные компании с полной модернизацией всего оборудования и бизнес-процессов, в других - сеть строилась «с нуля».
Это значительные инвестиции в российскую экономику, объем, которых за последние 8 лет составил порядка $2 миллиардов, новые рабочие места, заказы местным предприятиям в регионах. По данным AC&M Consulting, на конец года Tele2 была четвертым сотовым оператором по числу абонентов в России.
«Актив может заинтересовать МТС и «МегаФон». За него будет вестись борьба», — уверен топ-менеджер одного из операторов.