Миноритарий "Тольяттиазота" (ТоАЗ) швейцарская Ameropa требует внимания российского правительства к ее ущербу от "многочисленных нарушений норм права со стороны РФ".
Речь идет об уголовных делах, по которым наложен арест на акции и активы ТоАЗа, а его владельцы Сергей и Владимир Махлаи и совладелец Ameropa Андреас Циви заочно арестованы.
В Ameropa считают, что за проблемами стоит миноритарий ТоАЗа "Уралхим", желающий получить контроль над заводом. Юристы ждут от Ameropa иска к РФ "по аналогии с делом ЮКОСа". Но самым простым выходом будет выкуп ее доли по рыночной стоимости.
27 октября 2015 года в Цюрихе юристы и совладелец Ameropa (трейдер зерна и удобрений) Андреас Циви сообщили: 23 октября компания направила правительству РФ заявление о том, что ей нанесен ущерб.
"Чтобы защитить свои инвестиции и избежать ограничении? личного характера для акционеров, обвиняемых в совершении преступлении?, мы заявили требование на основании швейцарско-российского двустороннего соглашения в связи с ущербом, причиненным нашим инвестициям в результате многочисленных нарушении? норм российского и международного права",— пояснил господин Циви.
Мощности ТоАЗа — более 3 млн тонн аммиака и 960 тыс. тонн карбамида в год, чистая прибыль за первое полугодие по РСБУ — 9,5 млрд руб., выручка — 29,2 млрд руб. У семьи экс-президента Владимира Махлая — около 71% акций, 9,3% — у "Уралхима", около 13% — у Ameropa.
Как поясняют в Ameropa, обращение — ответная мера на действия "Уралхима", который якобы хотел получить контроль над ТоАЗом. ""Уралхим" пытается оказать на нас давление, чтобы заставить продать акции",— заявил бизнесмен.
По его словам, глава "Уралхима" Дмитрий Коняев уведомил об этом еще в мае 2012 года. Но предложения о выкупе, пояснил Андреас Циви, были сделаны "по такой низкой цене, что их даже нет смысла обсуждать". Если поступит оферта по рыночной стоимости, уточнил "Ъ" бизнесмен, Ameropa готова рассмотреть ее.
Конфликт в ТоАЗе начался после того, как "Уралхим", получивший долю в 2008 году, обвинил основных владельцев в занижении цены продукции и дивидендов.
Продукция продавалась трейдеру Nitrochem Distribution AG (структура Ameropa), а тот уже торговал на рынке. По оценке ВНИКИ, недополученная выручка в 2008 году составила $194 млн, в 2009-м — $96,5 млн, в 2010-м — $56,8 млн, в 2011 году — $213 млн.
В ТоАЗе заверили, что "компания не имеет отношения" к действиям миноритария, в Ameropa это подтвердили. В компании не надеются, что правительство РФ вмешается в конфликт, но считают, что уведомление поможет "сделать расследование более объективным".
Расследование по факту вывода на заграничные счета $550 млн неучтенной прибыли ТоАЗа самарский отдел СКР начал в 2012 году. В 2013 году появилось дело по факту вывода из ТоАЗа наиболее ликвидного актива — метанолового производства, ущерб оценивался в $1 млрд.
В 2014-2015 годах были заочно арестованы гендиректор ТоАЗа Евгений Королев, глава совета директоров Сергей Махлай, его отец Владимир, Андреас Циви и директор Nitrochem Беат Рупрехт.
А в июле Центральный райсуд Тольятти арестовал 100% акций ЗАО "Корпорация "Тольяттиазот"" (управляющая компания), принадлежащих аффилированным лицам Сергея Махлая (акции ОАО "Тольяттиазот" и имущество арестованы в мае).
"Это означает, что мы полностью лишены средств защиты своих капиталовложений в стране",— говорит Андреас Циви. Обвинения в Ameropa опровергают, а причинение ущерба ТоАЗу считают недоказанным.
В "Уралхиме" претензии Андреаса Циви назвали "не соответствующими действительности", считая их целью оказание давления на следствие.
Источники "Ъ" в СКР добавили, что расследование дела в отношении руководства ТоАЗа идет в "полном соответствии с уголовным законодательством" и "дает фигуранту и его защите широкие возможности для обжалования действий следствия".
Партнер практики по разрешению споров Goltsblat BLP Рустам Курмаев отмечает, что само по себе обращение в правительство "никакого правового статуса не имеет". Но, добавляет юрист, оно может предварять обращение в международный суд с целью взыскания с РФ убытков по аналогии с делом ЮКОСа.
Чтобы говорить о взыскании убытков в стране, поясняет господин Курмаев, нужен оправдательный приговор, что маловероятно, и инвесторы, скорее всего, решили двигаться по пути взыскания ущерба непосредственно с РФ.