По данным газеты «РБК daily», слияние двух крупнейших в России производителей шин Amtel-Vredestein / Amtel и «Сибур — Русские шины» / «Сибур — РШ», не состоится, несмотря на то, что практически все формальности были улажены. В процессе объединения Amtel-Vredestein должна была приобрести 100% акций «Сибур — РШ», оплатив покупку за счет выпуска более 159 млн новых акций в пользу холдинга «Сибур». При этом Amtel-Vredestein должна была провести частное размещение еще около 80 млн акций по цене не менее $1,89 за штуку, чтобы привлечь около $150 млн. «Сибур» согласен был выкупить акции этой допэмиссии на сумму $50 млн., что позволило бы ему получить в конечном итоге 60,5% уставного капитала объединенной компании. Остальное предполагалось разместить на рынке. Но 30 сентября 2008 года истек срок, до которого компании должны были выполнить ряд необходимых условий, а в случае невозможности это сделать назначить новую контрольную дату. Одним из условий, которые не удалось выполнить к этой дате, стала подписка инвесторов на новые акции компании на общую сумму $100 млн. Выполнению этого условия в полном объеме помешала текущая кризисная ситуация на мировых финансовых рынках. Решение о назначении новой даты не принималось. В результате соглашение о сделке автоматически прекратило действовать.
Напомним, что переговоры о слиянии «Сибур — Русские шины» с Amtel-Vredestein начались в конце января 2008 года. В качестве основного условия сделки «Сибур» выдвинул реструктуризацию долгов Amtel-Vredestein. Договориться с кредиторами удалось только в августе этого года, причем те дали свое согласие только при условии объединения производителей шин. Как отмечал тогда замгендиректора Amtel-Vredestein по корпоративному развитию и реструктуризации Николай Халько, компания глубоко больна и ее основная цель — выжить. Слияние фактически должно было спасти Amtel-Vredestein от банкротства, ведь ее долги уже достигли $800 млн. Есть предположение, что банки-кредиторы компании Amtel-Vredestein, знали о развитии ситуации и претензий к компании не предъявляли, так как не были заинтересованы в банкротстве Amtel-Vredestein. В настоящее время, Amtel-Vredestein намерена продолжать переговоры с банками-кредиторами о реструктуризации задолженности компании. Однако их исход предсказать невозможно.
Холдинг Amtel-Vredestein объединяет шинный завод Vredestein Banden в Нидерландах и заводы «Амтел-Поволжье» (Киров) и «Амтел-Черноземье» (Воронеж), а также сеть по продаже шин и автокомпонентов AV-TO. Компания реализует шины для легковых автомобилей под брендами VREDESTЕIN, AMTEL и MALOYA выпускаемые на заводах в гг. Энсхеде (Enschede), Нидерланды; Воронеже и Кирове, Россия. Выручка компании за 2007 год по МСФО составила $994 млн., чистый убыток — $243 млн., чистый долг — $800 млн.
Холдинг «СИБУР – Русские шины» входит в состав крупнейшего нефтегазохимического холдинга «СИБУР-Холдинг». В состав холдинга «СИБУР – Русские шины» входят 4 шинных завода: «Волтайр-Пром» в городе Волжский Волгоградской области, «Уралшина» в Екатеринбурге, «Омскшина» в Омске и «Ярославский шинный завод» в Ярославле; «Саранский завод «Резинотехника» в Саранске и завод, специализирующийся на производстве синтетического волокна «Сибур – Волжский» в Волгоградской области. Также компания владеет 50% совместного предприятия «Матадор-Омскшина». Холдинг «СИБУР - Русские шины» производит широкую гамму легковых, грузовых, индустриальных, сельскохозяйственных и авиационных шин для всех отраслей промышленности - всего свыше 400 моделей. Холдинг выпускает легковые шины под брендами Cordiant и Tunga и шины для коммерческого транспорта под брендом TyRex.
Владимир Рожанковский из инвестиционно-банковской группы CiG считает, что «Сибур» был не меньше заинтересован в этой сделке, чем Amtel. «Объединенная компания была бы пусть и не очень прибыльной, но вертикально интегрированной и интересной для продажи стратегу, чего не исключал и сам «Сибур», — напоминает эксперт. В случае же банкротства Amtel ее активы вряд ли будут интересны даже «Сибуру», так как в шинном бизнеса важны сила бренда и отношение клиентов и контрагентов, а не столько имеющиеся мощности. Кроме того, Amtel уже почти два года находится в предбанкротном состоянии, однако подготовка к сделке позволила остановить нарастание ее долгов. Но ожидать возобновления сделки в прежнем виде не стоит, считает Владимир Рожанковский. «Сделки слияний и поглощений, основанные на привлечении средств с рынка, придется «похоронить», — считает он.