Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
III кв.'25
41
1 263
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Железнодорожный оператор АтлантГрузовая компания
1 275
Железнодорожный оператор АтлантТранслес
638

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 562,51  (-106,09%)
989,91  (-36,11%)
6 714,59  (-25,69%)
123 003,34  (-282,81%)
4 509,53  (-1,21%)
65,45  (-0,02%)
Источник Investfunds

«Ситроникс» покупает завод у китайской ZTE

По данным газеты «Коммерсантъ», компания «Ситроникс» выкупает у китайской корпорации ZTE 66% акций одного из ее предприятий. 34% акций останется в собственности ZTE. Предприятие будет называться «Ситроникс-ZTE».

В Китае под собственным брэндом «Ситроникс» будет выпускать, в частности, спутниковые навигаторы, приставки для приема цифрового ТВ, оборудование для сотовых сетей стандарта CDMA. Производство в Китае было решено организовать, поскольку производство такой продукции в России нерентабельно. Инвестиции в предприятие планируется окупить за три-пять лет. При этом продукция предприятия сможет занять 30% как на российском, так и на китайском рынках навигаторов и ТВ-приставок.

Компания ZTE производит телекоммуникационное оборудование, в частности, для фиксированной и мобильной связи. 32,41% акций принадлежит правительству КНР, среди европейских акционеров - Credit Suisse и Deutsche Bank. Выручка компании за первые шесть месяцев 2007 года составила $1,99 млрд. Акции компании торгуются на фондовых биржах Шанхая и Гонконга. Капитализация на 4 октября 2007 года - $37,92 млрд.

Комментарий

«В ближайшие три года в России ежегодно будет продаваться около 330 тыс. ТВ-приставок и 250-300 тыс. навигаторов. «Ситроникс» претендует примерно на треть этого рынка. Соответственно, предприятие должно выпускать как минимум 200-250 тыс. единиц готовой продукции в год, - рассуждает эксперт iKS-Media Маргарита Зобнина. - В России такое производство целиком может стоить $20-25 млн, в Китае - $10-15 млн.

О том, что производить потребительскую электронику в России невыгодно, "Система" убедилась на собственном опыте. В конце 2006 года «Ситроникс» отказался от производства большей части бытовой техники и электроники: автомагнитол, ЭЛТ-телевизоров и т. д. «Как показывает опыт, при переносе производства в Китай европейский производитель может снизить стоимость продукции, реализуемой на домашнем рынке, примерно на 10%», - рассказывает заместитель гендиректора по маркетингу NVision Group Сергей Головин. По его словам, это объясняется наличием дешевой рабочей силы, недорогой электроэнергии, а также тем, что в свободных экономических зонах иностранные инвесторы на пять лет освобождаются от подоходного налога, налога на прибыль и ряда других. «Большей выгоды добиться, как правило, не удается из-за роста затрат на доставку комплектующих и вывоза готовой продукции», - добавляет господин Головин.

Президент компании LETA Александр Чачава считает, что производство в Китае не даст «Ситроникс» преимуществ перед азиатскими компаниями, но в то же время поставит его в равные условия с ними. «При этом в России, к примеру на рынке навигаторов, «Ситроникс» на первых порах будет более слабым брэндом, чем, например, тайваньские E-Ten или Mitac, - говорит господин Чачава. - Сделать проект успешным могут крупные госзаказы. Например, ТВ-приставки могут быть востребованы в рамках госпрограммы цифровизации эфирного телевидения, навигаторами может оснащаться транспорт военных и других госслужб».