Российский бизнес норвежской Orkla обошелся кондитерской компании «Славянка» из Старого Оскола почти в $50 млн.
Крупный отечественный производитель конфет, «Славянка», заплатил за российское подразделение Orkla Group 373 млн норвежских крон, говорится в отчетности последней за IV квартал 2014 г.
Сделка закрыта 19 января 2015 г., сообщала ранее норвежская компания. Получается, в пересчете на рубли покупка могла обойтись «Славянке» в 3,18 млрд руб. (по курсу ЦБ на день сделки), или $49 млн (курс ЦБ Норвегии на ту же дату).
О намерении Orkla продать российское подразделение стало известно в конце марта 2014 г. У «Оркла брэндс Россия» неудовлетворительные финансовые показатели, а конкуренция усиливается, объясняла тогда компания. В декабре Федеральная антимонопольная служба одобрила сделку. Финансовым консультантом сделки со стороны продавца выступил «Ренессанс капитал».
Недвижимость в Санкт-Петер-бурге в сделку не вошла, но она будет продана «в самом ближайшем будущем», сказано в материалах Orkla. Бизнес по производству орехов (бренд Chaka) норвежская компания оставит за собой, продолжив искать решения по реструктуризации этого сегмента, сказано в сообщении Orkla.
Чистый эффект на финансовый результат Orkla, связанный с продажей «Оркла брэндс Россия», составил минус 522 млн норвежских крон (или минус $68,5 млн), говорится в отчетности группы. Он складывается из убытка, непосредственно связанного с прекращением владения «Оркла брэндс Россия» (191 млн крон), эффекта курсовой разницы, связанного с валютной переоценкой активов и обязательств «Оркла брэндс Россия» (156 млн убытка), и посленалогового убытка «Оркла брэндс Россия» (175 млн крон).
Финансовые показатели «Оркла брэндс Россия» будут учтены в годовом отчете Orkla за 2014 г. По данным норвежской компании, ее операционная выручка в 2014 г. составила 29,6 млрд норвежских крон ($3,9 млрд), прибыль до уплаты налогов — 2,9 млрд норвежских крон ($381 млн), сказано в отчете.
Цена могла быть и выше, но, учитывая неопределенный прогноз [в отношении российской экономики] и то, что «Оркла брэндс Россия» уже несколько лет демонстрировала убытки, цена «нормальная», считает аналитик DNB Markets Хокон Аскехау.
Orkla успела удачно продать российское подразделение — в 2015 г. для норвежской компании результат был бы, скорее всего, тоже отрицательным, считает руководитель аналитического отдела Verno Capital Наталья Загвоздина. Основные причины таких оценок, по ее словам, девальвация рубля и стагнирующий из-за падения реальных доходов населения рынок.
Основные рынки сбыта для «Оркла брэндс Россия» — Северо-Западный, Уральский и Волжский регионы России. «Оркла брэндс Россия» принадлежат четыре кондитерские фабрики в Санкт-Петербурге, Ленинградской области, Екатеринбурге и Ульяновске, а также товарные знаки «СладКо», «Пекарь», «Фабрика им. Крупской».
«Оркла брэндс Россия» создана в 2011 г. в результате объединения Фабрики им. Крупской с «Кондитерским объединением «СладКо», которыми Orkla Group владела с 2006 и 2005 гг. соответственно.
ГК «Славянка» — крупный региональный производитель кондитерских изделий, его предприятия расположены в Белгородской области. В 2013 г. выручка «Славянки» составила, как сказано в сообщении Orkla, около 13 млрд руб.