Позже решение об увеличении доли Смольного объявил врио губернатора Александр Беглов, сообщив, что "город должен иметь контрольный пакет акций" (не менее 51% уставного капитала, сейчас составляет 46%), чтобы "управлять ситуацией и нести консолидированную ответственность".
Владение контрольным пакетом акций ОАО "Метрострой" позволит стабильно развивать подземку и строить новые станции, подчеркивалось в сообщении пресс-службы. В аппарате господина Батанова не уточнили, рассматривает ли город выкуп долей других акционеров.
Источник "Ъ", близкий к Смольному, говорит, что докапитализация компании была актуальна год назад, сейчас же вмешиваться в ситуацию поздно. "Все контракты либо сорваны, либо на грани срыва. Необходимо сохранить инженерно-техническую базу и рабочих, начать строить в конкурентной среде",— считает собеседник "Ъ".
В феврале 2019 года генеральный директор и совладелец ОАО "Метрострой" Николай Александров не исключил продажу доли в предприятии.
"Будет предложение — будем обсуждать",— сказал господин Александров, отвечая на вопрос корреспондента "Ъ", готов ли он продать свою долю. В конце февраля 2019 года он увеличил долю в уставном капитале с 24,72% до 24,80%. Размер доли принадлежащих ему обыкновенных акций "Метростроя" вырос с 9,82% до 9,87%.
Согласно информационно-аналитической системе "СПАРК-Интерфакс" (spark-interfax.ru), ГУП "Петербургский метрополитен" владеет 25% долей в уставном капитале компании (33,33% обыкновенных акций), еще 21% — у комитета имущественных отношений Петербурга (28% обыкновенных акций).
Николай Александров является держателем 24,80% акций компании, еще 13,62% принадлежит его отцу Вадиму Александрову. Совокупно они владеют 38,42% в ОАО "Метрострой" (27,06% обыкновенных акций). Остальные акции распределены между 2,7 тыс. миноритариев компании.
По мнению начальника аналитического отдела ИК "ЛМС" Дмитрия Кумановского, последствием нового решения города станет прямая продажа контрольного пакета семьей Александровых городу по невысокой цене.
"Как показывает опыт Петербурга, отсутствие контроля в подрядчике часто приводит к срыву сроков ввода объектов, необходимости нести дополнительные расходы на исправление ошибок и на компенсацию роста цен на материалы за несколько лет проекта.
Находясь не только в совете директоров, а управляя активом, город может оперативно реагировать на финансовые проблемы подрядчика и привлекать займы в банках для пополнения оборотных средств под гарантии региона, чтобы не допускать простоя коллектива или забастовок персонала субподрядчиков, с которыми не расплатился "Метрострой"",— считает господин Кумановский.
Аналитик ИК "Фридом Финанс" Анастасия Соснова подчеркивает, что семье Александровых принадлежит значимая доля в компании.
"Они могут блокировать решения в случае возникновения конфликта интересов с городом. В этом случае добиться права влиять на решения, вероятно, можно только приобретением контрольного пакета",— считает она.
Однако Смольный не может четко сформулировать желания по поводу "Метростроя", считает аналитик "Финам" Алексей Калачев. Эксперт отмечает, что владение контрольным пакетом акций в компании, для которой город является основным заказчиком, не обязательно.
"Это сам по себе большой рычаг влияния. С позиции экономики и логики связи между долями в капитале и своевременной сдачей объектов нет. К тому же контрольный пакет голосующих акций город уже имеет. В конце концов, у властей имеются и другие инструменты воздействия на строптивых бизнесменов",— заключает господин Калачев.
Управляющий партнер Veta Илья Жарский добавляет, что переход такого крупного актива под полное управление Смольного не решит структурных проблем компании, поскольку консолидация актива может спровоцировать внутренний раскол внутри предприятия.