Про намерение «Солнечных продуктов» приобрести «Юг Руси» стало известно из опубликованных 14 июля 2017 года материалов ФАС. Ведомство разрешило кипрским SolPro Investments Ltd и Indicativo Capital Ltd получить 62% и 38% соответственно в принадлежащей господину Кислову YR Investments Group.
Тогда же YR Holding Ltd (другая структура Сергея Кислова) получила от ФАС разрешение осуществлять предпринимательскую деятельность компаний, входящих в холдинг «Солнечные продукты» и ГК «Юг Руси», путем покупки 32,01% в SolPro.
По данным базы «СПАРК-Интерфакс», YR Investments владеет 100% в ООО «Юг Руси» с июня 2017 года, до этого компания принадлежала господину Кислову, чье состояние в текущем году Forbes оценил в $650 млн. (153-е место рейтинга богатейших бизнесменов России). По данным осведомлённых источников, переговоры о сделке шли с февраля.
«Юг Руси» объединяет десять маслозаводов в России и Казахстане. Бренды — «Золотая семечка», «Аведовъ», «Злато» и др. Компания также управляет несколькими элеваторами, портовыми терминалами, хлебозаводом и консервным заводом. Земельный банк — 200 тыс. га (23-е место рейтинга крупнейших российских землевладельцев BEFL).
Финансовые показатели группы не раскрываются. Ее крупнейший актив — ООО «МЭЗ “Юг Руси”» — в 2015 году получил 43,4 млрд. руб. выручки и 206,1 млн. руб. чистой прибыли.
«Солнечные продукты» входят в ГК «Букет» Владислава Бурова. Холдинг — один из крупнейших в России производителей подсолнечного масла, жиров, маргаринов и майонеза. Бренды — «Россиянка», «Солнечная линия», «Ярко» и др.
Управляет 157 тыс. га земли (26-е место рейтинга BEFL). Совокупная выручка ООО «Солнечные продукты» и ООО «ТД “Солнечные продукты”» в 2015 году — 54,2 млрд. руб., чистая прибыль — 32,3 млн. руб.
По данным Масложирового союза, в 2016 году в России было выпущено 1,6 млн тонн бутилированного подсолнечного масла, емкость внутреннего рынка — 1,29 млн тонн. Доля «Юга Руси» в натуральном выражении — 27%, «Солнечных продуктов» — 2,3%.
В июне текущего года «Солнечные продукты» объявили об объединении продаж с другим крупным игроком рынка — ГК «Эфко». Согласно оценке Масложирового союза, их совместное предприятие получит 29% российского рынка майонеза и 10,3% бутилированного подсолнечного масла.
Директор «Совэкона» Андрей Сизов объяснение «Солнечных продуктов» об отказе от объединения с «Югом Руси» считает сомнительным. «Рыночная конъюнктура не менялась. Не исключено, что таким образом компании пытаются избежать внимания СМИ, продолжая переговоры и торг»,— предполагает он.
Такое же мнение у гендиректора Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрия Рылько: «Не исключено, что стороны решили в процессе переговоров уйти в тень».
В ФАС заявили, что не получали документов об отзыве ходатайств, отметив, что стороны и не обязаны их направлять.
Один из источников на рынке утверждает, что «Солнечные продукты» уже оплатили часть бизнеса «Юга Руси». «Однако это не означает, что сделка не могла сорваться»,— подчеркивает он.