26 января 2010 года американский автопроизводитель General Motors (GM) и голландский производитель спортивных автомобилей Spyker Cars NV заключили обязывающее соглашение по передаче в собственность нидерландской компании Saab Automobile AB. Об этом говорится в сообщении Spyker Cars NV. Ожидается, что сделка будет закрыта в феврале этого года.
Структура сделки будет заключаться в следущем: Spyker приобретает у Investering Saab Automobile AB, дочерней компании General Motors, все выпущенные обыкновенные акции в уставном капитале Saab Automobile AB. Покупная цена указанных акций составит $74 млн. Данная сумма будет выплачиваться GM в два этапа. Первый платеж в размере $50 млн. будет выплачиваться на дату завершения сделки, которое, как ожидается, состоится не позднее 15 февраля 2010 года. Второй этап выплат американской компании в размере $74 млн. должен быть осуществлён 15 июля 2010 года.
Кроме того, согласно условиям сделки, «Европейский инвестиционный банк» должен предоставить Saab кредит в размере ?400 млн. Гарантом по данном кредиту должно выступить правительство Швеции. В тот же день, 26.01.10., шведское правительство заявило об утверждении указанной гарантии.
После завершения сделки GM сохранит выкупаемые привилегированные акции Saab на сумму $326 млн. Данный пакет акций составлят менее 1% в уставном капитале шведского автопроизводителя. Датой обязательного выкупа Saab привилегированных акций является 31 декабря 2016 г. В любое время, предшествующее этой дате, Saab будет иметь право совершить досрочный выкуп. Привилегированные акции Saab дают право на получение дивидендов в размере 6%, начиная с января 2012 года, а с 1 июля 2014 размер дивидендов возрастёт до 12%.
Для одобрения данной сделки Spyker в возможно более кратчайшие сроки созовёт общее собрание акционеров. В рамках сделки Spyker намерен образовать новую объединённую компанию. Акционерам нидерландского производителя спортивных автомобилей предстоит проголосовать за изменение названия своей компании на Saab Spyker Automobiles N.V. Кроме того, в результате покупки Saab Spyker получит доступ к техническим ресурсам и дистрибьюторским сетям шведской компании.
Начиная с даты закрытия сделки по приобретению Saab, структура собственности Spyker будет изменена следующим образом. Инвестфонд Tenaci Capital B. V., принадлежащий генеральному директору Spyker Виктору Мюллеру, сделал предложение о покупке пакета, размером 4,6 млн. обыкновенных акций, у российского акционера Spyker, бизнесмена Владимира Антонова. Последний ответил согласием на предложение Виктора Мюллера. Кроме того, будет аннулирована одна привилегированная акция, также принадлежащая российскому бизнесмену и позволяющая ему блокировать ключевые решения нидерландской компании. Последнее условие было предусмотрено в 2007 году при покупке Владимиром Антоновым акций голландского автопроизводителя.
Saab (Svenska Aeroplan Aktiebolaget) - шведская фирма, специализирующаяся на изготовлении легковых и грузовых машин. Штаб-квартира находится в Тролльхеттане. В настоящее время принадлежит концерну «Дженерал Моторс». Фирма основана в апреле 1937 для изготовления военных самолетов. Идея производить машины родилась после войны, когда небольшая бригада авиаинженеров во главе с Гунаром Лунгстремом была присоединена к лаборатории технического дизайна Sixten Sason, одному из подразделений «Сааба».
Концепция Г. Линстрема легла в основу первого опытного образца машины (Saab 92.001), выпущенного к концу 1946 и относившегося к низкому классу. Здесь сразу появились отличительный признаки «Саабов» — великолепный аэродинамичный кузов, независимая подвеска колес. Оснащены первые машины были двухпоршневыми двигателями типа DKW, которые позже были заменены на более мощные двигатели. Спустя некоторое время запускается в производство первый модельный ряд больших спортивных «Саабов», состоящий из двух модификаций: Saab Standart 92 и 92 DeLuxe. В 1955 у новой модели Saab 93 появляются бескамерные шины и новый 3-цилиндровый двигатель.
В 1989 году «Дженерал Моторс» приобретает контрольный (50%) пакет акций компании «Сааб», дающий корпорации выход на европейский рынок. В 1997 на Северо-Американском международном автосалоне в Детройте была представлена новая версия машины Saab 9000 — Saab 9-3. В том же 1997 фирма представила совершенно новый Saab 9-5, работа над которым началась в 1993.
Современные машины «Сааба» представляют собой образец скандинавского дизайна с его элегантной простотой. Аэродинамичность линий делает автомобили фирмы узнаваемыми в современной «толпе». Другая отличительная черта этих «умных» машин — максимальное удобство и простота управления. С января 2000 фирма Saab Automobile AB перешла в полную собственность корпорации «Дженерал Моторс». Сейчас на Saab работает порядка трех тысяч человек.
Голландская компания Spyker Cars N.V., образованная 1 января 2000 года, обладает правами на марку Spyker, под которой всю первую четверть ХХ века в Нидерландах выпускались легковые и грузовые автомобили. Во времена первой мировой войны Spyker совместно с голландской Dutch Aircraft Factory N.V. приступила также к выпуску авиационной техники, что впоследствии отразилось на символе компании, красующемся и по сей день на капотах эксклюзивных спорткаров, - воздушный винт внутри автомобильного колеса.
Spyker Cars N.V. выпускает следующие модели: Spyker C8 в кузовах кабриолет, купе и родстер, купе Spyker C12 Zagato и кроссовер Spyker D12 Peking-to-Paris. Стоимость самого «дешевого» спорткара этой марки - примерно от ?250 тысяч. Штат сотрудников компании в настоящее время насчитывает около 500 человек. 29,9% голландской компании до последнего времени принадлежало российской «Конверс групп». Совет директоров Spyker возглавлял сын главы российского банковского холдинга Владимир Антонов.
Виктор Р. Мюллер, генеральный директор Spyker, заявил: «Мы очень рады открыть следующую главу в славной истории Saab. Saab является знаковым брендом, который мы имеем честь сохранить и поддержать. Мы рады, что сможем обеспечить рабочие места тысячам сотрудников, поставщиков и дилеров Saab по всему миру. При поддержке Spyker, Saab будет обязан продолжить своё существование в качестве конкурентоспособного глобального бренда, так как менеджмент и сотрудники Spyker полностью осознают уникальность, традиции и индивидуальность марки Saab. Я хотел бы выразить мою искреннюю благодарность Владимиру Антонову за его поддержку нашей компании в течение последних двух лет. Благодаря его усилиям сделка по приобретению Saab стала возможной для Spyker».
Ян Åke Йонссон, генеральный директор компании Saab Automobile AB сказал: «Это были сложные 15 месяцев для Saab, но наша глобальная организация продемонстрировала боевой дух, который будет и впредь служить нам и помогать идти вперед. Соглашение с Spyker Cars обеспечит будущее Saab, и должно позволить нам максимально раскрыть потенциал нашего бренда с помощью разработки и выпуска новых оригинальных моделей Saab»
«Сегодня мы узнали отличную новость для клиентов, дилеров, поставщиков и сотрудников Saab по всему миру. Спасибо за замечательную поддержку, оказываемую Saab поклонниками нашего бренда, и я бы хотел воспользоваться этой возможностью, чтобы поблагодарить всех тех людей, которые по-прежнему считают, что марка Saab заслуживает право иметь будущее. Теперь мы намерены вернуться к исполнению нашего бизнес-плана и, при постоянной поддержке наших сотрудников и деловых партнеров, я уверен, что мы добьемся успеха», - заявил Джон Смит, вице-президент GM по корпоративному планированию и альянсам.
Ник Рейли, президент GM Europe, добавил: «В течение всего тяжёлого для Saab периода, у GM всегда была надежда на нахождение положительного решения, которое позволило бы избежать закрытия бренда. Мы провели очень большую совместную работу, в том числе с представителями правительств разных стран и инвесторами, и я очень рад, что мы смогли прийти к такому выходу, благодаря которому можно сохранить рабочие места в Швеции и в других странах. GM будет и впредь продолжать оказывать поддержку Saab Spyker Cars на пути его дальнейшего развития».