По данным газеты «Коммерсант», британский разработчик технологий для электромобилей Arrival, основанный бывшим заместителем главы Минкомсвязи Денисом Свердловым, объявил об инвестициях на сумму €100 млн. от южнокорейских автомобильных концернов Hyundai Motor Company и Kia Motors Corporation.
По данным источников “Ъ”, Arrival был оценен в рамках сделки в €3 млрд. В 2021 году Arrival с партнерами планирует организовать производство электромобилей в том числе для UPS, DHL, Amazon, «Почты России».
Президент и глава подразделения по исследованиям и разработке Hyundai Motor Group Альберт Бирман и главный исполнительный директор Arrival Денис Свердлов подписали контракт об инвестициях и совместной разработке электромобилей, сообщила Hyundai 16 января 2020 года.
Документ подписан в штаб-квартире Hyundai и KIA в Сеуле. Соглашение предусматривает инвестиции в Arrival на сумму €100 млн ($110 млн.), Hyundai предоставит Arrival €80 млн., Kia — €20 млн., сообщают в Hyundai и Arrival. Размещение акций Arrival в рамках раунда А организовал банк J. P. Morgan, уточнила британская компания.
Оценка Arrival в рамках сделки составила €3 млрд, Hyundai и KIA совокупно получат 3,33% акций стартапа, сообщил источник “Ъ”, близкий к ней.
«Pre-money — €3 млрд., то есть Hyundai заходил в компанию в оценке €3 млрд.»,— уточнил он. Таким образом, доля Hyundai в Arrival составит 2,66%, KIA получит 0,66%. По словам источника “Ъ”, «маленькая доля» в Arrival также принадлежит компании Gemcorp Атанаса Бостанджиева — выходца из Goldman Sachs, ранее возглавлявшего лондонскую «дочку» ВТБ VTB Capital Plс.
По данным РБК, Gemcorp инвестировала в Arrival в ходе этого раунда, но собеседник “Ъ”, утверждает, что Gemcorp вошел в проект в декабре 2019 года отдельно от Hyundai и KIA. Основной пакет акций Arrival контролируется инвесткомпанией Дениса Свердлова Kinetik, уточнил собеседник “Ъ”.
По словам собеседника, в перспективе акционеры Arrival могут обсудить IPO компании: «Чуть позже будем на эту тему думать».
Денис Свердлов является одним из основателей LTE-оператора «Скартел» (бренд Yota) и одним из создателей YotaPhone. «Во многом благодаря Денису этот телефон увидел свет. Он первый, кто придумал эту идею, он наполнил ее смыслом и идеями о том, как именно можно использовать второй экран. Он помогал вырабатывать бизнес-кейс и убеждать акционеров в том, что в этом проекте есть потенциал»,— рассказывал в интервью “Ъ” гендиректор Yota Devices Владислав Мартынов.
В 2012–2013 годах господин Свердлов был заместителем главы Минкомсвязи. В 2014 году он занялся прямыми инвестициями, основав в Люксембурге инвестфонд Kinetik, объемом €500 млн. Помимо компании Arrival (ранее называлась Charge R&D), Kinetik инвестировал в стартапы Tatakoto, ANNA money, а также развивал проект гонок беспилотных электромобилей Roborace.
Компания Arrival разработала принципиально новый метод производства машин, рассказал “Ъ” Денис Свердлов.
Вместо строительства больших заводов мы строим маленькие: у нас завод — это 10 тыс. кв. м, он способен произвести 10 тыс. машин в год»,— сообщил господин Свердлов.
Arrival также разработала электромотор, батареи, инверторы, зарядные устройства, новый вид материалов, из которого создается корпус машин, и программное обеспечение, утверждает он.
«Совокупность этих четырех элементов дают нам возможность создать принципиально новый автомобиль, который мы называем электрический автомобиль второго поколения. Он призван сделать электромобиль в стоимости ниже, чем бензиновый»,— сказал Денис Свердлов.
«У Hyundai и KIA есть огромный опыт в производстве очень качественных автомобилей, и они могут это делать глобально»,— пояснил выбор партнеров господин Свердлов.
По его словам, Arrival получил доступ к их поставщикам, чтобы сделать электромобили более экономически выгодными, а Hyundai «получил доступ к нашим технологиям». Hyundai «собираются использовать наши технологии в производстве собственных машин», добавил он.
Hyundai и Kia планируют представить конкурентную по цене малый и среднеразмерные электромобили-фургоны и другие продукты для логистики, сервисов вызова машины и маршрутных такси, следует из сообщения Hyundai.
«Сегодня на этом этапе мы сфокусированы на автомобилях для коммерческого сектора, то есть это любые компании, которые занимаются доставкой,— UPS, DHL, Amazon, в России — это "Почта России". Наша платформа так сделана, что со временем мы можем делать и пассажирские автомобили тоже»,— сказал Денис Свердлов.
По его словам, «Россия — очень интересный рынок, потому что он большой»; переговоры с потенциальными заказчиками начнутся в 2021 году, когда Arrival начнет выпуск электрических грузовиков отметил он.
В России курьерские компании уже имеют в своих парках электромобили.
DHL Express в Москве использует несколько электромобилей Mitsubishi i-MiEV, рассказал “Ъ” вице-президент по операционной деятельности DHL Express Юрий Шевченко: «Для нашего курьерского бизнеса для больших городов это актуально».
По его словам, компания будет готова использовать в большем объеме электромобили класса Ford Transit и Volkswagen Transporter, в случае, если их стоимость превышает бензиновые автомобили не более 5–10%. Если разница в цене составит 50%, тогда выгода от использования электромобилей не очевидна, указал он.
В мае 2019 года два Mitsubishi i-MiEV появились и в парке «Почты России» в Москве, сообщала компания. «Почта России» еще в 2012 году «Почта России» задумала использовать электромобили во время Олимпиады в Сочи в 2014 году.
В 2013 году предприятие заключило договор о закупке десяти электромобилей Renault Kangoo Z. E. и двух электрических квадроциклов Renault Twizy, но после смены руководства «Почты России» соглашение было расторгнуто, стало известно 22 июля 2013 года.